Интерактивные средства и их роль в учебном процессе
Интерактивное обучение – это взаимодействие между педагогом и учащимся, построенное на основе диалога и взаимосвязи между ними.
В ходе обучения педагог применяет разнообразные методы, приемы и формы интерактивной направленности.
Интерактивные методы обучения – это приемы, позволяющие организовать процесс обучения, ориентированный на проявление активности каждого учащегося при коллективном взаимодействии учеников и педагога.
Такие методы позволяют развить познавательную заинтересованность и мотивированность учащихся и направляют их деятельность на достижение целей и задач обучения.
Интерактивное обучение помогает решить следующие задачи:
- Развитие навыков коммуникации;
- Формирование эмоциональных связей между детьми;
- Снабжение информационными данными, необходимыми для организации учебной деятельности;
- Развитие аналитических навыков у учащихся, умения ставить цели обучения и искать пути их достижения;
- Воспитание учащихся, посредством развития навыков коллективной деятельности, уважительного отношения к чужим взглядам и мнениям.
Посредством применения интерактивных средств в учебном процессе удается организовать диалог между его субъектами, а также между ними и техническими ресурсами. Они помогают сформировать и успешно внести в учебно-воспитательный процесс новые виды учебной деятельности, применяя методы моделирования для более наглядного и понятного представления образовательных программ.
Интерактивные средства обучения предполагают применение в учебном процессе двух технологий, которые неразрывно связаны и зависимы друг от друга:
- Обучение, базирующееся на применении компьютерной техники и информационных технологий.
- Обучение, основанное на специальной системе взаимоотношений между субъектами учебной деятельности и, исключающее применение компьютерной техники.
Особенности применения интерактивных технологий в начальной школе
Интерактивная система обучения опирается на построение иной, отличной от традиционной, системы взаимоотношений между педагогом и учащимся. Педагог становится пассивным участником учебного процесса, передавая право проявления активности и инициативности учащимся. Он только направляет их, ориентируя на развитие познавательной заинтересованности и проявление себя в учебной деятельности.
Применение интерактивных технологий в обучении учащихся младших классов сопряжено с учетом возрастных особенностей их развития. Можно выделить несколько основных особенностей применения данных технологий:
- Создание системы опосредованного и непосредственного взаимодействия между учащимися и между педагогом и учащимися;
- Построение системы диалогового общения, в котором каждый его участник имеет равные права, обязанности и возможности. Каждый учащийся, как и педагог, может выразить свою точку зрения, рассмотреть проблему со своей позиции, предложить наиболее оптимальный, на его взгляд, способ ее решения;
- Обучение основывается на затрагивании реальных процессов, явлений и объектов окружающего мира;
- Новая логика построения процесса обучения: освоение нового опыта, его теоретическое осознание, посредством использования в повседневной жизнедеятельности;
- Обмен опытом между учащимися: теоретическими знаниями и практическими навыками, для их организации системы взаимообучения и взаимообогащения;
- Создание условий для самореализации личности, упрощение процесса ее социальной адаптации;
- Облегчение учебной нагрузки учащихся;
- Расширение детского кругозора;
- Упор на творческое развитие учащихся в образовательном процессе;
- Более полное изучение учебной программы и успешность ее освоения.
Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста, ни в коем случае, не исключают возможности применения интерактивных технологий. Напротив, они делаю учебный процесс более эффективным, развивают познавательную заинтересованность учащихся, за счет «занимательности» учебного процесса, в обучении используется множество наглядных пособий и моделей.
Применение интерактивных технологий в младших классах направлено на:
- Развитие мыслительного процесса учащихся, активизацию работы мозга и памяти. Дети развивают навыки самостоятельности, творческого взгляда на учебные задачи и проблемы, развивают логическое мышление и аналитические способности;
- Развитие навыков противостояния общественным стереотипам, мнениям и образцам поведения. учащиеся младших классов понимают, что могут выражать свою точку зрения и позицию по различным вопросам и отстаивать ее;
- Развитие адекватного восприятия собственных ошибок и умения их принять. Дети учатся оценивать не только деятельность своих одноклассников, но и свою собственную, находить ее недочеты, исправлять их, замечать положительные и отрицательные стороны своих действий и поступков;
- Развитие мотивации к поиску наиболее оптимального способа решения поставленной задачи. Интерактивные методы ставят учащихся в ситуацию реального поиска, требующую самостоятельных действий каждого учащегося в разрешении имеющейся задачи;
- Развитие навыков взаимодействия в ходе решения учебных задач.
Разновидности интерактивных технологий, применяемых в начальной школе
Все технологии интерактивного обучения, используемые в учебном процессе в начальной школе, можно разделить на несколько групп:
- Технологии кооперативного обучения. Сюда входят технологии парного обучения, ротационные тройки, карусель, разделение учащихся на подгруппы по два и четыре человека с последующим объединением и коллективным поиском решения задачи.
- Технологии кооперативно-группового обучения. Сюда входит совместное обсуждение проблем, «мозговой штурм», «микрофон», незавершенные проблемы, учение за счет обучения.
- Технологии ситуационного моделирования т.е. создание моделей определенных ситуаций. Сюда включаются технологии ролевого разыгрывания ситуаций, симуляции, сюжетные игры.
- Технологии обработки дискуссионных вопросов. Это могут быть различные дискуссии и дебаты, метод-пресс, непрерывная шкала мнений, приемы по заниманию определенной позиции и ее изменению.