Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Соотношение дисграфических и орфографических ошибок в письме младших школьников

Основная характеристика дисграфических ошибок в письме у детей младшего школьного возраста

Определение 1

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, характеризующееся наличием стойких и повторяющихся ошибок, что обусловлено несформированностью у ребенка высших психических функций, принимающих непосредственное участие в процессе письма.

Основные признаки дисграфии:

  1. Искажение букв при написании, замена или их пропуск.
  2. Искажение звукобуквенной структуры слов. Характеризуется пропуском, перестановкой, добавлением персеверацией букв и даже слогов.
  3. Раздельное или, напротив, слитное написание слов.
  4. Агграматизмы при написании слов.
Замечание 1

Необходимо отметить, что дисграфия может встречаться не только у детей с нарушениями в развитии, но и у детей с сохранным интеллектом. Довольно часто дисграфия отмечается у детей с недостаточностью высших произвольных функций, таких как внимание, память, зрительный гнозис, переключаемость и т.п.

Виды дисграфии:

  • Артикуляционно-акустическая – характеризуется «косноязычием» в письме, то есть ребенок пишет слова не так как положено по правилам орфографии, а так как он их слышит.
  • Акустическая – связана с неточной дифференциацией произносимых звуков, соответственно «страдает» фонемное распознавание, которое характеризуется тем, что при написании ребенок заменяет буквы близкие по звучанию.
  • Дисграфия, основанная на нарушении языкового анализа и синтеза – характеризуется искажением структуры слова, словосочетания или предложения.
  • Агграматическая – характеризуется наличием аграмматизмов в письме – чаще всего проявляется в третьем классе, характеризуется наличие синтаксических и морфологических нарушений в письме.
  • Оптическая – проявляется в виде искажения воспроизведения букв и слов при письме, смешении и замене сходных по написанию букв. Причиной возникновения данной дисграфии являются разнообразные недоразвития зрительно-пространственных функций, таких как нарушение зрительного мнезиса, зрительного гнозиса, зрительного синтеза или анализа, а также пространственных представлений.
«Соотношение дисграфических и орфографических ошибок в письме младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Все указанные виды дисграфии являются причиной появления у детей младшего школьного возраста орфографических ошибок при письме.

Причины появления орфографических ошибок и условия их предупреждения

Определение 2

Орфографические ошибки – это неверное написание слов.

Орфографические ошибки в письме у детей младшего школьного возраста встречаются достаточно часто, так как дети только учатся правописанию, правильному написанию слов, словосочетаний и приложений. Однако, в том случае, если учащийся хорошо знает правила орфографии, допускает ошибки, следует обратить на это пристальное внимание, так как одной из причин может быть дисграфия.

С целью формирования у учащихся правильного письма, необходимо научить их не допускать ошибок, а также видеть и своевременно исправлять их. В этой связи следует знать первопричину допущения орфографических ошибок.

Все орфографические ошибки можно разделить на две основные группы:

  1. Осознанные орфографические ошибки (орфографические ошибки, в широком смысле их понимания) – появление данных ошибок учащийся может объяснить.
  2. Неосознанные орфографические ошибки (описки или ошибки невнимательности) – возникновению данных ошибок учащийся не может дать объяснения, при их допущении он не дает себе отчета.

Основными причинами возникновения орфографических ошибок у детей младшего школьного возраста являются:

  1. Невнимательность, поспешность и рассеянность.
  2. Отсутствие выработанного навыка орфографической зоркости, то есть ученик не видит орфограммы.
  3. Ученик видит орфограммы, но определяет их ошибочно.
  4. Ученик допускает ошибку на одном из этапов определения или проверки орфограммы.
  5. Ученик не может понять значение или смысл слова, словосочетания, предложения или всего текста в целом.
  6. Ученик медленно применяет свои знания в процессе письма.

Для того, чтобы избежать орфографических ошибок в письме, задачей педагога является создать следующие условия:

  1. Предоставлять учащимся возможность осмыслить слова или словосочетание. В том случае, если ребенок не способен сам понять смысл, то необходимо ему его разъяснить.
  2. Формирование навыка быстрого определения орфограммы.
  3. Формирование и развитие у учащихся орфографической зоркости.
  4. После освоение новой темы или правила, закрепление его достаточным количеством практических упражнений.
  5. Осуществление систематической работы над ошибками.

Отличие дисграфии от орфографических ошибок

В настоящее время все больше родителей обращаются к специалистам за помощью, так как они подозревают у детей младшего школьного возраста дисграфию. Поэтому очень важно уметь самостоятельно отличать орфографические ошибки от дисграфии.

Для того, чтобы понять какие ошибки являются орфографическими, а какие дисграфией, необходимо понять какие ошибки вообще может допустить ребенок в письме.

Ошибки в письма бывают:

  • Орфографические – характеризуются неправильным написанием слов.
  • Пунктуационные – характеризуются неверной расстановкой запятых.
  • Грамматические – ошибки в падежах, числе или роде слова.

Таким образом, пунктуационные и орфографические ошибки не являются обязательным признаком дисграфии. Наличие таких ошибок является признаком того, что родителям необходимо как можно больше заниматься с ребенком или обратиться за помощью к репетитору. Если у ребенка встречаются грамматические ошибки, то необходимо поработать над лексико-грамматической стороной речи.

Дисграфию можно отличить от орфографических ошибок на основании следующих присущих ей характерных признаков:

  1. Слитное написание предлогов со словами.
  2. Раздельное написание приставок с глаголами.
  3. Слитное написание слов и союзов.
  4. Слитное написание целых предложений.
  5. Пропуски букв в словах.
  6. Замена букв на парные по глухости-звонкости.
  7. Перестановка слогов.
  8. Добавление лишних букв и слогов.
Замечание 2

Все вышеперечисленные ошибки являются признаками дисграфии и требуют немедленного обращения к логопеду.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot