Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Метод проектов как способ организации самостоятельной работы

Целевое назначение применения метода проектов в образовательном процессе

Определение 1

Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, ориентированный на решение ими определенной проблемной ситуации через применение творческого подхода к ее решению.

Методы проектов применяются в образовательном процессе на любом уровне. Они позволяют решить ряд важных образовательных задач и создать условия для коммуникативного взаимодействия учащихся в процессе активной познавательной работы.

Проектная деятельность имеет особую форму своей реализации. Она позволяет адаптировать информацию, используемую в учебной литературе, под цели и задачи конкретного урока, сделав познание темы самостоятельным и творческим процессом.

Использование методов проектов в обучении нацелено, прежде всего, на переход от традиционного способа познания к инновационному т.е. от запоминания научной информации, накопления знаний, через простую их передачу педагогом к самостоятельному добыванию знаний и навыков деятельности, развитие умений анализировать свою деятельность и применять к решению стандартных образовательных задач оригинальные подходы.

Методы проектов дают возможность:

  • Развивать у учащихся навыки самостоятельно мышления;
  • Формировать умения выявления проблем и нахождения продуктивных способов их решения;
  • Развивать у учащихся навыки использования своих теоретических знаний в решении практических задач;
  • Формировать у учащихся видение нестандартных подходов к решению разнородных образовательных задач;
  • Развивать навыки прогнозирования своей деятельности. Оно формируется при рассмотрении разных подходов к решению проблем и последствий принятие одного из них;
  • Сформировать навыки установления причинно-следственных связей и зависимостей между разными сторонами развития событий, разными частями целостного механизма.
«Метод проектов как способ организации самостоятельной работы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Педагогическая эффективность метода проекта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Педагогическая эффективность метода проекта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Данные методы способствуют развитию понимания у учащихся возможностей применения знаний в повседневной жизнедеятельности и возможности расширения своего кругозора в учебном процессе.

Таким образом, процесс обучение приобретает увлекательность и мотивирует учащихся к деятельности, что, соответственно, повышает их познавательную активность и желание самостоятельно обучаться, познавать, развиваться и совершенствовать свои знания и навыки с течением времени.

Методы проектов помогают педагогу поставить каждого учащегося в субъектную позицию т.е. он самостоятельно добывает информацию, которая ему необходима и использует свои творческие способности в учебном процессе в желанном для него виде.

Требования к применению методов проектов в реализации самостоятельной работы обучающихся

Чтобы проектные методы обучения давали конкретные результаты, а именно, способствовали развитию у учащихся навыков самостоятельной познавательной работы, требуется соблюдение ряда условий их реализации в образовательном процессе. К ним относятся:

  1. Выбор тем проектов интересных для конкретных учащихся т.е. темы проектов даются как отдельным учащимися, так и группам учащихся. Они должны стимулировать их интерес к деятельности, а также, быть актуальными для исследования в данный момент.
  2. Выбор тем проектов совместно с участниками, которые будут его реализовывать. Их мнение должно быть не просто учтено, а поставлено на приоритетное место при утверждении темы.
  3. Серьезность выбранной темы, ее ориентация на решение конкретных задач обучения и, при этом, ее доступность понимания и выполнения учащимися проектной деятельности.
  4. Выбор форм работы, тем проекта, особенностей его реализации в соответствии с возрастными особенностями развития учащихся на конкретном уровне и этапе обучения.
  5. Определение целевого назначения проектной деятельности. Реализация каждого проекта имеет конкретную цель. Учащиеся должны быть с ней ознакомлены и она должна быть им ясна.
  6. Определение структуры содержательной части проекта т.е. педагог говорит о поэтапной работе и целях, которые учащиеся должны достичь на каждом этапе деятельности.
  7. Опора на исследовательские технологии деятельности и алгоритм проведения исследования. При реализации проектов учащиеся должны начинать его с формулирования гипотезы, выбора методов деятельности и завершать анализом полученных результатов, их соответствия целевому назначению деятельности. В ходе реализации проектной деятельности могут быть использованы методы мозгового штурма, наблюдения, дискуссии, творческих отчетов, круглого стола.

Достоинства метода проектов при их применении в качестве средства развития самостоятельной работы учащихся

Как средство развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся методы проектов позволяют:

  • Реализовать интерес учащегося к объектам исследования;
  • Развить навыки работы с разными информационными ресурсами;
  • Развить навыки командного взаимодействия, сотрудничества;
  • Развить навыки представления итогов своего труда, своего исследования;
  • Заложить основы проведения экспериментов разного рода;
  • Воспитать чувство ответственности за результаты своей деятельности;
  • Повысить самооценку учащихся и понимание своего место в образовательном процессе;
  • Развить творческое видение окружающего мира;
  • Сформировать познавательную заинтересованность и учебную мотивацию;
  • Активизировать интеллектуальные силы учащихся, имеющиеся знания и опыт деятельности;
  • Развить активную мыслительную работу каждого учащегося;
  • Укрепить индивидуальную позицию каждого учащегося на отдельном уроке и в образовательном процессе в целом;
  • Расширить кругозор учащихся;
  • Углубить их предметные и метапредметные знания и навыки;
  • Поставить учащегося в позицию исследователя.

Таким образом, метод проектов играет весомую роль в образовательной деятельности. Он помогает каждому учащемуся самоопределиться и самореализоваться в образовательной деятельности, достичь целей и задач образования более быстрыми темпами за счет развития навыков самостоятельного познания и мотивации к данной форме обучения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot