Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проектная деятельность в образовании

Сущность проектной деятельности

Определение 1

Метод проектов в образовании – это система обучения, при которой ученики приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения последовательно усложняющихся практических заданий, то есть проектов.

Сегодня у школ есть все необходимые средства развития проектного мышления благодаря особому виду деятельности учеников – проектной деятельности. Проектную деятельность используют в школах все чаще и чаще, но до сих пор отсутствуют представления о том, какой она должна быть.

Определение 2

Проект – это творческая деятельность, которая направлена на решение конкретного ряда проблем и достижение заранее запланированных результатов. Проект может включать структурные элементы доклада, реферата, исследовательской работы любого другого вида самостоятельной творческой работы учеников.

Метод проектов предполагает не просто достижение результата, но и организацию процесса достижения этого результата.

Одним из основных требований к использованию проектного метода в школе является наличие значимой творческой проблемы, требующей использовать исследовательские методы для достижения ее решения. Именно исследовательская деятельность в проектах является ведущей, на основании этого даже выделяют особый тип проектов – исследовательские.

Учебный проект – это конкретный вид деятельности, дающий возможность работать и в группе, и индивидуально, позволяющий пробовать свои силы, прикладывать полученные в процессе учебы знания, выступить с достигнутым результатом публично, что принесет пользу окружению. Эта деятельность направлена на решение какой-либо интересной проблемы, которую сформулировал сам учащийся, результат этой деятельности – нахождение способа решения проблемы, несущей практический характер, интересной и значимой для самих открывателей.

Учебный проект помогает научить детей:

«Проектная деятельность в образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • формулировать проблемы и ставить задачи;
  • планировать и ставить цели содержания деятельности;
  • рефлексировать и анализировать свою деятельность;
  • представлять результаты деятельности в разных формах;
  • искать актуальную информацию и усваивать необходимый объем знаний;
  • проводить исследование.

Цели, задачи и стадии проектной деятельности в образовании

В образовательной системе проектная деятельность направлена на достижение нескольких целей:

  • включить метод проектов в современный образовательный процесс на постоянной основе;
  • изменить взаимоотношения участников образовательной деятельности, ориентироваться на партнерство и сотрудничество учащихся и педагога, их совместный поиск новых знаний, а также овладеть умениями использовать этот объем знаний на практике во время достижения необходимых результатов;
  • сформировать личностные компетенции.

Основа учебного процесса – не просто сотрудничество педагога с учениками, но и продуктивное взаимодействие самих учеников, направленное на совместное решение поставленных проблем, формулировку целей, планирование этапов деятельности и достижение значимого результата.

На практике реализация проектного метода приводит к изменению функций и ролей учителя. Он становится организатором, консультантом и партнером познавательной деятельности своих учащихся.

В рамках школьной программы, основой проектного метода выступает развитие умений самостоятельного конструирования своих знаний, умения ориентироваться в информационном поле, а также развитие творческих и познавательных навыков учеников и критического мышления.

Метод проектов предполагает выполнение творческой работы посредством реализации следующих ее стадий:

  • сформулировать проблему и проанализировать задачи;
  • разработать модели решения поставленной проблемы;
  • выбрать необходимые инструменты и обосновать их;
  • запланировать этапы деятельности;
  • составить план и скорректировать его при необходимости;
  • написать отчетную документацию;
  • защитить выполненную работу.

Способность сформулировать задачи представляет собой высший уровень проектной деятельности, достичь которого могут не все. Проектной деятельностью предполагается четкая последовательность действий, формулировка проблем, выработка реальных гипотез и их проверка в соответствии с составленным планом, все это должно быть учтено при составлении методического плана.

Организуя исследовательскую работу, направленную на создание проекта, нужно начать с освоения технологии его разработки.

Перед учениками ставят следующие задачи:

  • получение необходимого объема знаний и представлений, касающихся методов проектной деятельности;
  • обучение самостоятельной работе, направленной на разработку и реализацию проекта;
  • использование современных информационных технологий;
  • обучение предоставлению полученных результатов проектной деятельности.

Механизм формирования активности учеников состоит в потребности в деятельности, интересе к творчеству, формировании ориентации на создание нового продукта и наличии социальных установок на его реализацию, а также достижение поставленных целей.

На сегодняшний день, метод проектов получил широкое распространение и могут применяться в любой учебной дисциплине, и предполагают решение задач большого объема, но это относится только к ученикам средних и старших классов.

Проектная деятельность предполагает организацию сотрудничества учителя с учениками, а также развитие личности учащегося, их самостоятельности, творческих способностей, предоставляет возможность формировать значимые умения у учеников. Она дает возможность сочетать все формы работы, как индивидуальные, так и групповые.

Важная характеристика метода проектов в образовании – гуманизм, уважение и внимание к личности каждого учащегося, а также позитив, направленный на развитие и обучение личности учеников.

Иными словами, метод проектов в образовании представляет организованную определенным образом исследовательскую и поисковую деятельность. Проектная деятельность для учеников представляет возможность полностью раскрывать свой творческий потенциал, посредством самостоятельного формулирования задач, направленных на решение интересной для ученика проблемы.

Метод проектов – один из методов образования учеников, направленный на выработку самостоятельных проектных навыков. Основа метода проектов – развитие творческих навыков учеников, умение самостоятельного формирования своих знаний и умений гармоничной ориентации в информационном пространстве. У метода проектов есть и своя особенность – самостоятельность выбора, способствующего повышению мотивации учеников, развитию творческих инициатив и формированию чувства ответственности за свой выбор.

Главным фактором метода проекта выступает стремление к самоутверждению. В отличие от других методов, которые используются в школьной практике, метод проектов направлен разрешение конкретных проблем, на достижение практически значимого результата и включающего в себя элементы всех других школьных методов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot