Понятие и сущность интенсификации обучения
Интенсификация обучения – это один из способов построения обучающей системы, основанный на применении внутренних ресурсов, помогающих повысить качество и эффективность образования.
В процессе интенсификации обучения происходит активное внедрение новых технологий, форм, приемов, методов и средств в учебно-воспитательный процесс. Обучение становится многофакторным и многоуровневым. Это обеспечивает переход системы образования на новый уровень:
- происходит расширение ее функциональной роли;
- удовлетворяется больший спектр образовательных проблем;
- появляются возможности для оптимального и более полного решения всех поставленных задач обучения;
- изменяются принципы организации процесса обучения и реализация его гуманистической направленности;
- регионализация и демократизация становятся ведущими образовательными принципами, играющими мотивирующую роль в развитии системы образования;
- учебное время используется более целесообразно и рационально;
- функции всех субъектов образовательной системы расширяются и активизируются;
- познавательный процесс, заинтересованность в познании стимулируется, познание становится более энергичным и напряженным.
По своей сути, интенсификация процесса обучения является направлением, применяемым для увеличения производительности труда и повышения качества работы в образовательной сфере. Чтобы интенсификация приносила должный эффект, она должна иметь научную базу и разумное, качественное управление.
Развитие интенсификационных процессов в обучении связано с научными разработками, прогрессом, поиском и разработкой новых научных открытий, передовым опытом педагогов, как отдельных, так и различных педагогических коллективов и объединений.
Процесс интенсификации является важным и значимым для образовательной системы. Его необходимость можно отметить такими критериями:
- Социально-экономическое развитие общества и инновации во всех сферах жизнедеятельности требуют реформирования системы образования.
- Гуманитаризация, рост ее роли и значимости, занятие приоритетного положения в содержании обручения и воспитания, изменение содержания учебных программ, их числа и составных элементов, применение новых учебных программ и внедрение новых предметов в обучение требуют разработки инновационных методов, приемов и форм организации учебно-воспитательной деятельности.
- Авторитарная позиция педагогов в отношении выбора программ обучения, учебных пособий, способов и средств преподнесения учебного материала, расширение исследовательских направлений деятельности и активная экспериментальная деятельность.
- Переход к рыночной экономике, ее непрерывное развитие требует соответствия учебных заведений рыночным требованиям, конкурентоспособности, как на внутреннем рынке, так и на мировом уровне.
Основные направления интенсификации обучения
Процесс интенсификации предполагает разработку и практическую реализацию приемов и методов организации, познавательного процесса, которые имеют научное обоснование. Таким образом удается реализовать процесс мобилизации творческих задатков личности и акцентировать внимание на развитии творческих направлений, а также повысить темпы обучения.
Интенсификация образовательного процесса реализуется по двум основным направлениям.
- Совершенствование содержательной стороны учебных программ. Здесь предполагается уделить внимание качеству отбора учебного материала, его подразделением на основную часть и второстепенную и соответствующий подбор учебной литературы, оптимальное временное распределение, отводимое на изучение каждой учебной программы, курса, темы, преподнесение учебного материала в рациональном дозированном виде, чтобы его усвоение было многоуровневым, поскольку процесс познания не является плоским и линейным, а представляет собой спиралевидное течение. Кроме того, учебный материал должен быть логически связанным, обладать преемственностью. Это обеспечит эффективное усвоение нового учебного материала на базе уже имеющихся знаний и навыков.
- Совершенствование методической стороны обучения. В процессе интенсификация происходит активная разработка и применение новых методов и приемов обучения, используются коллективные формы познавательной работы, внедряются дискуссии и групповая работа, диалоговое общение, ролевые и деловые игры. Активное применение находит технология проблемного обучения и индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Педагоги используют приемы и средства, помогающие активизировать творческие направления деятельности, реализовать творческий потенциал и творческое начало каждой личности. Процесс обучения нацелен в первую очередь на результативность. В этой связи, методы обучения должны помогать постепенному и сбалансированному усвоению материала, равномерному усвоению его учащимися всех уровней знания и развития, а также индивидуальных особенностей и возможностей. В процессе обучения должны быть активно применены знания и приемы современной психологии, информационные технологии.
Следует отметить, что интенсификация процесса обучения должна помочь повышению его целенаправленности и мотивированности, расширить содержательную сторону обучения, ускорить темпы учебных действий, способствовать развитию мастерства организации учебного процесса, активной разработке и внедрению новых методов и форм организации учебно-воспитательной работы.
Кроме того, важное значение в учебно-воспитательном процесс отводится применению методов контроля и оценки усвоения учебных программ, имеющихся и приобретенных знаний и навыков. Процесс контроля должен носить аналитический характер, отражая все имеющиеся пробелы в знаниях и, давая характеристику их источников и причин развития.