Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Информационно-коммуникационные технологии

Понятие и задачи информационно-коммуникационных технологий

Определение 1

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые интегрированы с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и последующего использования информации в интересах ее пользователей.

В настоящее время ИКТ активно внедряются в процесс обучения. Информатизация образования продиктована требованиями, которые предъявляет современное общество к качеству обучения и подготовке подрастающего поколения.

Основными задачами внедрениями ИКТ в образовательный процесс являются:

  1. Повышение качества обучения на основании использования в образовательном процессе ИКТ.
  2. Повышение интеллектуальной и творческой активности учащихся, посредством применения активных методов обучения.
  3. Осуществление интеграции различных видов учебной деятельности.
  4. Осуществление адаптации ИКТ обучения в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся.
  5. Осуществление преемственности и непрерывности в воспитании и обучении.
  6. Разработка и внедрение актуальных методов и средств дистанционного обучения на основе ИКТ.
  7. Осуществление совершенствования программного и методического обучения образовательного процесса.
  8. Повышение уровня актуальности современной системы образования и ее соответствие требованиями со стороны общества и государства.

Классификация информационно-коммуникационных технологий

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

  1. В соответствии с решаемыми педагогическими задачами:

    • средства, направленные на обеспечение базовой подготовки учащихся (обучающие системы, электронные учебники, системы контроля знаний);
    • средства, используемые для практической подготовки (разнообразные практикумы, задачники, программы, тренажеры);
    • средства, используемые как вспомогательные (словари, энциклопедии, обучающие игры, хрестоматии);
    • комплексные средства обучения по конкретному направлению (дистанционное обучение).
  2. В соответствии с функциями педагогического процесса:

    • информационно-обучающие средства, представлены электронными книгами, библиотеками, словарями, справочниками и т.д.;
    • интерактивные средства: электронные почтовые ящики, электронные телеконференции (вебинары) и т.д.
    • поисковые средства, представлены каталогами и поисковыми системами.
  3. В соответствии с типом информации:

    • информационные и электронные ресурсы, которые содержат текстовую информацию (учебные и методические пособия, тесты, задачники, словари, энциклопедии и т.д.);
    • информационные и электронные ресурсы, содержащие визуальную информацию (презентации, иллюстрации, портреты, фотографии, видео-экскурсии, модели, диаграммы, схемы и т.д.);
    • информационные и электронные ресурсы, содержащие аудиоинформацию (музыкальные аудиозаписи, речевые упражнения, звуки природы и т.д.);
    • информационные и электронные ресурсы, которые содержат одновременно аудио- и видеоинформацию (различные предметные экскурсии, лекции и т.д.);
    • информационные и электронные ресурсы, которые содержат в себе комбинированную информацию (учебные и методические пособия, задачники, словари, научные статьи и т.д.).
  4. В зависимости от формы применения ИКТ в педагогическом процессе:

    • урочные;
    • внеурочные.
  5. В зависимости от формы взаимодействия с учащимся:

    • технология асинхронного режима связи – «offline»;
    • технология синхронного режима связи – «online».
«Информационно-коммуникационные технологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий

Выделяют несколько основных аспектов использования ИКТ в педагогическом процессе:

  1. Мотивационный аспект – основан на том, что использование ИКТ в учебном процессе повышает интерес учащихся и формирует положительную мотивацию, так как создаются следующие условия:

    • учет индивидуальных возможностей и потребностей учащихся в рамках образовательного процесса;
    • расширение выбора содержания, методов, форм и уровней организации учебных занятий;
    • большие возможности для раскрытия творческого потенциала учащихся;
    • расширение возможностей освоения учащимися современных ИКТ, необходимых для полноценного и продуктивного существования в рамках современного общества.
  2. Содержательный аспект – основан на том, что ИКТ могут быть использованы:

    • для создания наглядностей по конкретной теме или разделу учебного предмета (плакаты, таблицы, мультимедийные презентации и т.д.);
    • для создания индивидуальных мини-тестов;
    • для создания тренажеров, домашних заданий, самостоятельных заданий и т.д.
  3. Учебно-методический аспект – основан на том, что ИКТ могут быть использованы для сопровождения образовательного процесса, с целью усиления наглядности, повышения интереса к преподносимой информации и т.д. Педагогом могут быть использованы различные ИКТ на любом из этапов учебного процесса:

    • при подготовке к учебному занятию (составление проекта занятия, плана, подбор необходимой информации, создание наглядностей и т.д.);
    • в процессе учебного занятия для подачи нового материала и для закрепления пройденного ранее;
    • для организации самостоятельной работы учащихся;
    • в качестве дополнительного материала (для закрепления пройденного учебного материала, для расширения и углубления знаний и т.д.).
    • для осуществления контроля полученных знаний (например, тестирование).
  4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

    • обучение по индивидуально разработанной и составленной учебной программе;
    • обучение при фронтальной или групповой форме работы.
  5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot