Индивидуальный подход к обучению младшего школьника
Индивидуальный подход – это способ организации учебно-воспитательного процесса, базирующийся на психологических и педагогических принципах и, предполагающий учет специфики личностного развития и условий жизнедеятельности каждого учащегося.
Индивидуальный подход в обучении ориентирован на личностное развитие учащегося, раскрытие его творческого потенциала. Каждый ребенок рассматривается, как особая ценность, к обучению и развитию которой нужно применять особые методы и средства.
Индивидуальный подход предполагает выбор наиболее рациональных и целесообразных воздействий на учащегося, в зависимости от его возрастных особенностей развития и личностных характеристик.
Применение индивидуального подхода в обучении младших школьников является актуальным направлением педагогической деятельности, поскольку именно на начальных этапах обучения ребенка, необходимо построить его правильно, чтобы помочь ребенку адаптироваться к новым условиям и максимизировать его интеллектуальную активность и познавательную заинтересованность.
Рисунок 1.
Эффективность реализации индивидуального подхода в обучении зависит от соблюдения ряда условий:
- Исследование личности учащегося, ее особенностей развития и направлений деятельности, потребностей и предпочтений;
- Постановка целей и задач обучения, как на ближайшую перспективу, так и на дальнейшие этапы развития ребенка;
- Определение качеств, которые требуется сформировать у учащегося или тех свойств личности, которые требует коррекции;
- Использование в ходе обучения методов и технологий, принципов и средств, ориентированных на достижение поставленных целей и задач обучения конкретной личности;
- Проведение мониторинга педагогического воздействия, оказываемого на конкретного ребенка;
- Знание и учет недостатков и достоинств, сложностей и проблем учащегося в процессе обучения.
Индивидуальный подход в обучении младших школьников можно реализовать за счет поддержки учащихся в их стремлениях и начинаниях, оказания им помощи в саморазвитии и самореализации, нахождении собственного пути развития и самоутверждении на нем. Это помогает развить нравственно-духовные свойства личности, усвоить культурные ценности, сформировать у учащихся необходимый объем знаний и практических навыков.
Индивидуализация обучения предполагает его ориентацию на индивидуально-психологические особенности учащихся. Педагогическая деятельность выстраивается на основе этих особенностей.
Особенности индивидуализации обучения младших школьников
Теория индивидуализации обучения имеет свои особенности практической реализации. учебно-воспитательный процесс, базирующийся на индивидуальном подходе в обучении характеризуется следующими параметрами:
- Индивидуализация обучения проходит за счет дифференциации учебной программы и выбора учебного материала и учебных заданий различной степени сложности. Как правило, процесс обучения, предполагает разделение класса учащихся на подгруппы, либо формирование классов на основе отбора учащихся с идентичными или близкими параметрами развития. В учебных группах происходит учет индивидуальных особенностей каждого учащегося. Это означает, что процесс обучения ведется при внутреннем разделении учащихся на подгруппы т.е. индивидуализация в обучении реализуется, как внутренняя дифференциация;
- Индивидуальный подход в обучения способствует раскрытию природных задатков, творческого потенциала ребенка. В ходе обучения создаются условия для формирования у учащихся целевых ориентиров их деятельности, стремления к достижению целей и задач обучения, развития познавательной активности каждого учащегося и мотивации к познанию;
- Фундаментом индивидуализации обучения являются особенности психического развития и функционирование психических процессов каждого учащегося;
- Индивидуализация нацелена на сохранение у каждого школьника индивидуальных особенностей, формирование уникальной личности, наделенной исключительными свойствами и признаками;
- Типология индивидуального обучения является единой для всех групп учащихся, она показывает динамику развития учащегося, дает возможность контролировать коллективную деятельность и выбрать программу работы для конкретной группы учащихся.
Развивающее обучения младших школьников будет реализовано только в случае его соответствия уровню развития каждого учащегося. Поэтому, начинать индивидуальное обучение необходимо с диагностирования исходного уровня развития каждого учащегося и применения специальных методов и приемов, позволяющих определить интеллектуальные способности учащихся и подобрать программу обучения соответствующей степени трудности.
Многосенсорное обучение как метод индивидуализации
Данный метод базируется на учете проявления модальности каждого учащегося. Выделяют три основных модальности:
- Кинестетик. Он характеризуется подвижностью и активностью. Ему очень сложно усваивать учебный материал в спокойном, неподвижном ритме. Во время движения, материал гораздо лучше усваивается и более прочно закрепляется. Замечания ребенку лучше делать в виде непосредственного контакта. К примеру, можно тронуть рукой ребенка за плечо, коснуться спины.
- Визуалист. Данному типу необходимо совершать какие-то действия руками, пальцами т.е. активизировать моторику, чтобы усвоить учебный материал. К примеру, можно дать ребенку лист бумаги и карандаш, на котором он будет чертить линии, делать штрихи или зарисовки. Если педагог хочет сделать замечание учащемуся, то наиболее действенными способами являются: качание головой, жестикуляция пальцем.
- Аудист. Этот тип может совершать разнообразные мимические движения или издавать звуки в ходе выполнения различных заданий, особенно это касается тех, на которых необходимо сосредоточиться. При совершении им мимических жестов, издавании звуков, пусть даже громких, нельзя делать ребенку замечания, поскольку это приведет к его неспособности выполнить задание. Любое замечание лучше всего делать шепотом, чтобы не сбить ребенка с его сосредоточенности, но донести нежелательность его поведения.