Индивидуализация обучения – это реализация педагогической деятельности с учетом особенностей индивидуального развития учащихся, их личностных способностей и возможностей.
Дифференциация обучения – это построение образовательной деятельности на основе разделения учащихся на группы в соответствии с индивидуально-типологическим особенностям их развития и ее реализация методами и средствами, отвечающими особенностям и потребностям конкретной группы учащихся.
Дифференциация и индивидуализация обучения составляют основу построения образовательного процесса на разных его уровнях. Что касается начального школьного обучения, то реализация данных принципов позволяет выстроить учебную работу оптимального темпа для разных категорий учащихся, обеспечив продуктивное освоение образовательной программы каждым ребенком.
Рисунок 1. Индивидуализация и дифференциация обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Реализация внутриклассной дифференциации учащихся начальной школы
На начальном этапе школьного обучения характерно построение такой образовательной работы, при которой учащиеся одного класса делятся на группы в зависимости от особенностей их развития, интеллектуальных и иных способностей, возможностей восприятия учебного материала.
Внутриклассная дифференциация на начальном этапе школьного обучения реализуется посредством следующих этапов:
- Выбор показателя разделения учащихся на группы. Выбирается оптимальный критерий, который позволит сформировать группы учащихся для их продуктивного обучения.
- Диагностирование уровня развития учащихся класса согласно выбранному показателю. Проводится исследование класса, оценивается уровень развития каждого учащегося и подводятся итоги, позволяющие разделить учащихся на группы обучения.
- Разработка программы дифференцированного обучения. Она предполагает выбор методов и средств обучения конкретной группы учащихся, разработку разноуровневых упражнений и их включение в образовательный процесс начальной школы.
- Реализация дифференцированного подхода на разных уроках и разных этапах учебных занятий.
- Проведение контрольного оценивания уровня усвоения образовательной программы каждой группой, внесение корректировок в дифференциацию учащихся по мере улучшения или ухудшения показателей их развития.
На начальном этапе школьного обучения актуально применение уровневой внутриклассной дифференциации. Она предполагает разделение учащихся на группы согласно определенным уровням их развития. За основу может быть взято социальное развитие, состояние здоровья, восприятие учебной информации, внимательность, скорость работы, работоспособность, интересы, уровень развития интеллекта и, даже, характер и темперамент учащихся.
Кроме того, одним из показателей уровневой дифференциации является уровень организованности в обучении. Таким образом класс делят на неорганизованных учащихся, учащихся с эпизодическими проявлениями организации и организованны учащихся, аккуратно и последовательно выполняющих свою работу.
Организация дифференцированного обучения младших школьников ориентирована, в первую очередь, на воспитание интереса в учении, потребности в знаниях и овладении методами их получения и рациональными приемами организации учебной работы.
Реализация дифференцированного обучения является ведущим условием индивидуального развития учащегося начальной школы.
Технология реализации дифференцированной работы на уроках в начальной школе
Построение дифференцированного обучения на начальных этапах учебной деятельности реализуется с учетом ряда условий его организации. К ним относятся:
- Соответствие уровневых заданий и общей организации познавательной деятельности функциональным, психологическим и возрастным особенностям развития младших школьников.
- Опора на личностно-ориентированное взаимодействие педагога и учащихся.
- Сопоставление уровня развития каждого учащегося, его достижений с его уровнем развития на предыдущих этапов, исключая сопоставление с другими учащимися.
- Создание в учебном коллективе индивидуально-ориентированного образовательного пространства. Такое пространство дает свободу деятельности каждому учащемуся, открывает пути его самовыражения и обеспечивает сохранность его особенностей развития, индивидуальных черт.
- Развитие ведущей деятельности учащегося, в качестве фактора его полноценного развития.
Реализация дифференцированного обучения в начальной школе имеет свою специфику организации. Она связана с особенностями данного этапа обучения, адаптационным периодом учащихся и требованиями ФГОС к формированию компетенций учащихся по мере освоения образовательной программы начальной школы.
При разработке разноуровневых заданий осуществляется учет уровня усвоения информации учащимися, оценивается их внимательность на разных этапах урока и творческие навыки использования учебной информации. Творческий подход к учебной работе говорит о высоком уровне развития учащегося и большом образовательном потенциале его развития. Достижение данного уровня развития – основная цель реализации индивидуального и дифференцированного подхода к организации образовательной деятельности. Как правило, на начальных этапах школьного обучения учащиеся не владеют творческим уровнем усвоения материала. Могут иметься задатки его развития, а могут быть развиты и некоторые основы его формирования.
Что касается применения дифференцированного подхода к обучению на разных этапах урока, то его суть состоит в продуктивном использовании каждой свободной минуты урока. Применяются методы мотивации к познанию и создаются ситуации успеха, которые активизируют работу каждого учащегося и побуждают его к достижению более высокого уровня развития. Для этого применяются методы проблемного обучения.
Следует отметить, что технология реализации дифференцированного начального школьного обучения требует систематического изучения каждого учащегося, разработки индивидуальных образовательных задач для каждого учащегося, систематического анализа итогов образовательной деятельности и разработки не только разноуровневых заданий для классной работы, но и таких же заданий для домашней работы.
Рисунок 2. Положительные стороны дифференциации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ