Понятие и сущность гуманистической педагогики
Гуманистическая педагогика провозглашает основой учебного процесса личность ребенка, ее полноценное и комплексное развитие. Гуманизация педагогического процесса подразумевает равноправие педагогов и учащихся, проявление их равной активности в процессе обучения.
Сущность гуманистической педагогики состоит в создании оптимальных условий для полноценного развития гармоничной личности, обогащение ее жизненного опыта, реализацию творческого потенциала и личных стремлений, а также в установлении гармоничных взаимоотношений с окружающими (людьми, обществом в целом, природой и т.д.).
Гуманистическая педагогика подразумевает своего рода «очеловечивание» знаний, то есть придание им такого вида, при котором они приобретают личностный смысл для каждого участника учебного процесса.
Таким образом, сущность гуманистической педагогики заключается в том, что не ребенок создан для учебы, а процесс обучения необходимо создавать специально для ребенка, учитывая его возможности и потребности.
Цель и задачи гуманистической педагогики
Цель гуманистической педагогики – это гармоничное и полноценное развитие личности, путем формирования гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса.
- Для достижения цели гуманистической педагогики необходимо решение следующих задач:
- Формирование у детей общей картины мира, понимание смысла жизни, обозначение своего положения в мире и обществе, осознание собственной уникальности.
- Формирование личностных компетенций, которые отражают физическое и духовное развитие каждого ребенка, развитие творческих задатков и потенциала, осознание ответственности за свои жизненные поступки.
- Приобщение ребенка к культурным ценностям, формирование уважения к национальной и общечеловеческой культуре. Выработка у ребенка своего личностного отношения к достояниям культуры.
- Развитие у ребенка таких гуманистических качеств как доброта, милосердие, взаимоуважение, сочувствие, эмпатия и т.д. Формирование и культивирование интеллигентности как одного из значимых параметров личности.
- Развитие свободной интеллектуально и нравственно мыслящей личности, которая способна на адекватную оценку поступков и поведения окружающих, а также на самооценку самого себя. Выработка саморегуляции поведения и деятельности, рефлексии собственного мировоззрения.
- Формирование чувства патриотизма, развитие общечеловеческих ценностей, уважения к Родине, ее законам и общечеловеческим правам личности. Достигается путем возрождения национальных традиций, ментальности, рассказами о легендарных воинах прошлого и настоящего, встречами с выдающимися личностями. Развитие у ребенка желания и стремления сохранения престижа и богатства собственной Родины, а также желания встать на защиту своего Отечества.
- Формирование положительного отношения к труду, как основного источника благосостояния каждого человека и государства в целом. Воспитывать у ребенка уважительного отношения к своему труду, труду окружающих, к материальным фондам и духовному потенциалу страны.
- Формирование правильного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению. Развитие физических качеств, привычки ведения здорового образа жизни.
Решение задач, стоящих перед гуманистической педагогикой дает возможность заложить фундамент по формированию гуманной личности, развитии ее культурных ценностей, способствующих дальнейшему строительству и совершенствованию мира, общества и себя.
Исходя из поставленной цели и задач, принято выделять следующие основные положения гуманистической педагогики:
- Гуманное отношение к личности каждого ребенка.
- Уважение основных прав и свобод личности.
- В процессе обучения предъявления к воспитанникам адекватных и разумных требований.
- Уважительное отношение к позиции каждого ребенка.
- Уважение права ребенка быть самим собой.
- Доведение до каждого ребенка основных целей воспитания.
- Реализация учебного процесса без применения насильственных методов и средств.
- Не допущения различного рода унижений в отношении личности ребенка (физических или моральных).
- Признание права ребенка на отказ от формирования тех личностных качеств, которые по различным причинам противоречат его убеждениям.
Признаки гуманистической педагогики
В процессе развития гуманистической педагогики учеными-педагогами были разработаны положения, которые являются её отличительными признаками:
- В процессе обучения должна быть создана эмоционально благоприятная и стимулирующая атмосфера.
- Осуществление поощрения активной инициативы в воспитательно-образовательном процессе со стороны ребенка.
- Установление между детьми и педагогом конструктивных межличностных отношений для реализации эффективного учебного процесса.
- Организация эффективных образовательных программ, направленных на максимальное развитие творческого потенциала и способностей личности ребенка.
- Осуществление совместного обсуждения проблем, учебного материала и т.д. между учащимися и педагогом, с целью развития и поддержания у детей познавательного интереса.
- Не заострять внимание ребенка на оценках, особенно если ему с трудом дается усвоение учебного материала. Оценка должна поддерживать и стимулировать ребенка и его желание учиться.
Таким образом, гуманистическая педагогика направлена на формирование и развитие разносторонней, творческой, самостоятельной и свободной личности, которая полностью оценивает свои действия и соотносит их с реальной действительностью и потребностями общества. Основой гуманистической педагогики является личность ребенка, ее права и свободы. Гуманистическая педагогика на сегодняшний день находится на стадии внедрения в современный воспитательно-образовательный процесс.