Общая характеристика гомоцентрического подхода в педагогике
Гомоцентрический подход в педагогике – это подход, в основе которого заложена направленность на развитие личности, полное удовлетворение ее внутренних потребностей в саморазвитии, в соответствии с запросами окружающего общества и базовыми социальными запросами.
Основные характеристики гомоцентрического подхода:
Понимание процесса социализации при гомоцентрическом подходе выражается в преобразовании у детей имеющегося жизненного и практического опыта в совместной организованной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Понимание процесса воспитания, представлено двумя направлениями:
- процесс целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанников, в рамках совместной деятельности, общения и взаимодействия, с целью личностного развития ребенка и управление процессом развития;
- создание необходимых педагогических условий для всестороннего развития личности ребенка.
По характеру отношений, возникающих между участниками педагогического процесса – выделяют преимущественно «субъектно-субъектные» отношения, «партнерские» отношения и отношения «на равных».
Основной формой взаимодействия участников педагогического процесса являются «сотрудничество и диалог».
Основной способ определения воспитательно-образовательных целей – самостоятельная постановка целей субъектами (участниками) педагогического процесса (педагоги, дети, родители и т.д.).
Ведущие образовательные программы – программы, которые созданы непосредственно участниками педагогического процесса (индивидуальные, адаптированные, многовариантные и т.д.).
Содержание процесса образования – разнообразные точки зрения, взгляды, идеи, полярные установки.
Направления по формированию характера мышления ребенка – многомерность, системность и гибкость мышления каждого воспитанника (учащегося).
Основные подходы к методике воспитания и обучения:
- создание условий, направленных на предоставление каждому ребенку свободы выбора и самоопределения;
- возможность добровольно принимать или отказываться от участия в том или ином виде деятельности;
- организация видов деятельности, направленных на развитие индивидуальности каждого ребенка;
- интеграция учебной работы и внеучебной деятельности;
- организация скрытого внутреннего контроля за реализуемым педагогическим процессом;
- ориентация на процесс развития взаимоотношений между учащимися (воспитанникам), создание непринужденной и психологически комфортной среды.
Отношение к учащемуся (воспитаннику) – ставка на индивидуальные особенности, развитие у детей положительных качеств, ориентация на возможности и потребности каждого ребенка.
Позиция педагога в воспитательно-образовательном процессе – рядовой участник, тьютор, то есть скрытая педагогическая позиция.
Позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе – организатор, созидатель и активный участник.
Стиль управления педагогическим процессом – демократический.
Осуществление оценки эффективности полученных результатов и проделанной педагогической работы:
- динамика личностного и индивидуального развития детей;
- динамика сформированности различных компетенций и способов деятельности, их востребованность личностью;
- оценка, данная непосредственно участниками педагогического процесса.
Типичные результаты педагогического процесса – целенаправленность, ответственность, самостоятельность, инициативность, чувство собственного достоинства и т.д.
Особенности реализации гомоцентрического подхода
Реализация гомоцентрического подхода в педагогике направлена на обеспечение организации индивидуальной образовательной деятельности каждого ребенка, в соответствии с его интересами и потребностями.
Однако, как показывает педагогическая практика, данный поход не достаточно популярен. В первую очередь это связано с мышлением педагогов, которые более склоняются к социоцентрическому подходу, ориентированному на коллективизм. Это значительно затрудняет процесс индивидуализации воспитания и обучения. Индивидуализация педагогического процесса крайне важна, так как позволяет сформировать один из важнейших аспектов индивидуальной жизненной траектории человека.
Для каждого ребенка, особенно старшего возраста, одной из важнейших жизненных необходимостей является самостоятельное и осознанное движение в сторону получения своего образования. То есть, данное движение предусматривает самостоятельное выстраивание индивидуального пути воспитания, обучения и развития.
Поддержка индивидуализации образования, в рамках гомоцентрического подхода, позволяет ребенку:
- Самостоятельно определить и обосновать цель воспитательно-образовательной деятельности.
- Выбрать оптимальные пути и средства по достижению поставленных целей.
- Определить объем, структуру, глубину, уровень сложности и насыщенности содержания воспитательно-образовательной деятельности, динамику ее развития и временные рамки реализации.
- Индивидуально подобрать наиболее приемлемые методы и технологи образования, способы получения необходимой научной и учебной информации.
- Дать самостоятельную оценку собственным достижениям, определить пути решения проблем, возникающих в процессе получения ожидаемых результатов.
- Получить внешнюю оценку от сверстников и педагогов, собственным достижениям и соотнести ее со своей оценкой.
- Самостоятельно поставить и обосновать цели, задачи, форму, объем, содержание и уровень сложности самостоятельной работы.
- Самостоятельно выбрать способы по представлению достигнутых образовательных результатов.
- Возможность при необходимости обратиться за поддержкой к сверстникам, педагогу или специалисту.
- Уметь определить и изменить свою роль или позицию в деятельности на разных ее этапах (меня учат, учусь сам, обучаю других).
Таким образом, успешность развития ребенка зависит как от внутренней стороны индивидуализации, обусловленной личностно-деятельностными факторами, характером собственной образовательной (учебной и внеурочной) деятельностью, так и от характера внешней стороны индивидуализации.