Сущность методической работы с педагогическим коллективом
Методическая работа с педагогическим коллективом – это деятельность, направленная на обучение и развитие кадров, выявление, обобщение, распространение наиболее ценного педагогического опыта, создание собственных методических разработок с целью обеспечения образовательного процесса.
Все формы методической работы можно представить как две взаимосвязанные группы:
- групповые формы методической работы: педсоветы, семинары, практикумы, консультации, творческие группы, открытые просмотры и пр.
- индивидуальные формы методической работы: самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки и наставничество.
В рамках различных форм применяют разнообразные методы и приемы работы с педагогическими кадрами. Объединение форм и методов работы с кадрами в единую структуру, предполагает, что руководитель составит их оптимальное сочетание между собой.
Типы методической работы с педагогическим коллективом
Рассмотрим основные формы методической работы с педагогами.
Педагогический совет – это высший педагогический коллегиальный управленческий орган, задачей которого является совершенствование качества образовательного процесса, его условий и результатов.
На педагогических советах ставят и решают конкретные проблемы образовательной организации.
Консультирование предполагает использование индивидуальных и групповых консультаций. Это могут быть консультации по основным направлениям работы целого коллектива, по актуальным педагогическим проблемам, по заявкам воспитателей и пр.
Основные консультации вносятся в годовой план работы образовательного учреждения, а отдельные консультации проводят при необходимости.
Использование частично-поискового метода предполагает активное участие педагогов в процессе выдвижения гипотез, составления планов деятельности, самостоятельного решения проблем. Чаще всего консультации проводят методом объяснения. Данный метод имеет много положительных качеств: достоверность, экономный отбор конкретных фактов, научность трактовки рассматриваемого явления и пр.
Эффективность эвристической беседы может быть достигнута, только если будут соблюдены определенные условия. Так, предмет беседы должен быть практически значимым и актуальным, требующим разностороннего рассмотрения. Воспитатели должны обладать достаточным запасом теоретических знаний и профессионального опыта. Должен быть заранее составлен план беседы, который поможет понять, какие новые знания получат педагоги, и какие выводы они могут сделать.
В ходе консультации могут использовать дискуссии. Дискуссия, в отличие от беседы, предполагает борьбу мнений, постановку спорных вопросов. В заключительном слове предполагается краткий анализ выступлений участников, и вносится ясность в решение принципиальных вопросов.
Семинары и семинары-практикумы являются наиболее эффективной формой методической работы. В годовом плане фиксируется тема семинара и составляется подробный план его работы.
План должен быть достаточно развернутым, иметь четкие указания времени работы, продуманные задания, которые привлекут внимание большого количества желающих поучаствовать в его работе.
Главная задача семинаров-практикумов – совершенствовать умения педагогов.
Важной формой работы является проведение семинаров-практикумов для родителей, так как необходимость обучения молодых мам и пап методам личностно-ориентированного общения с ребенком является очевидным в современном мире.
Семинар-практикум может состоять из нескольких занятий. Иногда планируют постоянно действующие семинары продолжительностью несколько месяцев. Также семинар не связан с определенным местом проведения и не ограничен рамками определенной методики работы.
Открытый показ – позволяет устанавливать непосредственный контакт с педагогом на занятии, получить ответы на интересующие вопросы. Благодаря показу можно попасть в творческую лабораторию педагога, посмотреть на процесс педагогического творчества. Руководитель, который организует открытый показ, ставит несколько целей:
- пропагандировать опыт;
- обучать педагогов методам и приемам работы с детьми и пр.
Деловые игры – игры широко используются в методической работе, при повышении квалификации, в формах работы с кадрами, в которых цель нельзя достичь простыми и привычными способами.
В методической работе деловая игра используется в качестве внешней эффектной формы. Деловая игра – один из методов имитации принятия управленческих решений в разных ситуациях, через игру по заданным или вырабатываемым правилам. Деловая игра выступает как сильный инструмент формирования личности профессионала, она активизирует участников на достижение цели.
Деловые игры повышают интерес, вызывая высокую активность, совершенствуя умение в разрешении реальных педагогических проблем. Игры с многосторонним анализом конкретных ситуаций связывают теорию и практический опыт.
Сущность деловых игр заключается в том, что они обладают чертами и учения, и трудовой деятельности. При этом обучению и труду свойственен совместный и коллективный характер, а также они способствуют процессу формирования профессионального творческого мышления.
Непосредственный процесс разработки материалов деловой игры состоит из следующих этапов:
- создание проекта деловой игры;
- описание последовательности игровых действий;
- описание организации процесса проведения игры;
- процесс составления заданий для участников;
- подготовка необходимого оборудования.