ИКТ в развитии учебной мотивации
ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии) - это механизмы работы с информационными ресурсами, опирающиеся на современные информационные ресурсы и направленные на сбор, обработку и хранение информации.
ИКТ охватывают все сферы жизни общества. Образование не исключение. ИКТ активно применяются в образовательной деятельности и обеспечивают упорядоченную образовательную работу, упрощение всех образовательных процессов и использование более продуктивных методов для достижения целей и задач образования.
Информационно-коммуникационные технологии применяются в преподавании разных учебных дисциплин. Они помогают сделать процесс преподавания целеориентированным и рациональным. Данные технологии мотивируют учащихся разных возрастов к познанию.
Учебная мотивация – это вид мотивации, основанный на формировании стремления к знанию, желания познавать, изучать, постигать что-то новое, заниматься учебной деятельностью.
В основе учебной мотивации лежит познавательный интерес. Он побуждает учащихся к действию. Происходит развитие познания, как основы обеспечения познавательной работы учащихся.
Познавательный интерес вызывает у учащихся положительные эмоции от учебной деятельности, делает познание радостным и увлекательным процессом. Потому, учебную мотивацию необходимо развивать с начала школьного обучения.
Информационно-коммуникационные технологии играют огромную роль в формировании мотивации учащихся младшего школьного возраста. Они позволяют:
- Сформировать проблемную направленность обучения, т.е. использовать технологии проблемного обучения, ориентированные на самостоятельный поиск учащимися знаний и решение разнообразных образовательных задач.
- Организовать работу учащихся в малых группах. Такая деятельность ориентирована на реализацию дифференцированного обучения. Дети объединяются в малые группы по интересам, способностям и развитию, а также с разным мотивационным настроем (развитая мотивация к познанию, нежелание учиться). Совместная работа повышает познавательный интерес.
- Применять игровые технологии в познавательном процессе. Они повышают мыслительную активность и расслабляют учащихся, тем самым, помогая сделать процесс обучения веселой игрой.
- Создать на уроке положительную психологическую атмосферу. Она стимулирует к деятельности, создает положительный настрой на работу.
- Обеспечить преобладание принципа наглядности в обучении. Наглядность является ведущим методом в обучении на начальном его этапе. ИКТ способствуют представлению учебного материала в наглядной форме.
- Реализовать творческую ориентацию учебного процесса. ИКТ позволяют включать творческую деятельность в познании разных дисциплин.
- Использовать возможности современных электронных, мультимедийных средств в познании.
- Расширить возможности представления учебной информации. Она дается в разных вариантах и разными методами. Осуществляется сочетание вербального и наглядного представления материала, реализуется воздействие на эмоциональную сферу учащихся.
Направления применения ИКТ на уроках «Окружающий мир»
Икт технологии находят применение в образовательном процессе начальной школы на уроках «Окружающий мир». Они позволяют дать учащимся информацию об устройстве мира и его процессов в наглядной форме и сформировать желание к познанию его объектов и процессов.
Применение ИКТ на уроках «Окружающий мир» реализуется по следующим направлениям:
- Презентации. Они позволяют дать наглядное представление учебного материала. Яркость и насыщенность его представления повышает качество его усвоения. Уроки, разработанные в виде презентации, предполагают разделение учебного материала на отдельные части, эпизоды. Каждый такой раздел является самостоятельной дидактической единицей. Также, большие объемы информации вызывают у учащихся начальной школы сложности восприятия. Потому, ее разделение на части делает процесс усвоения информации более качественным.
- Применение метода проектов на занятиях. Проекты вовлекают каждого учащегося в деятельность. Ученики становятся активными пользователями учебной информации и самостоятельно делают открытия. Это развивает их познавательную активность, самостоятельность познания. Кроме того, проектные методы способствуют формированию межпредметных связей, что особенно актуально в изучении дисциплины «Окружающий мир».
- Просмотр фильмов по разным темам. Учащиеся смотрят видеоролики, фильмы по определенным темам, обмениваются мнениями. Это формирует навыки восприятия информации, а наглядность ее представления мотивирует к познанию.
- Использование медиатекстов. Педагог составляет медиазаписи по разным темам. В основу медиамонтажа могут быть положены рисунки учащихся по тому или иному аспекту познания окружающего мира, могут быть кадры каких-то процессов, событий и т.д.
- Работа в Paint. Она связана с созданием учащимися рисунков по разным темам обучения. Рисунки затем представляются посредством презентации на проекторе или создания медиатекстов.
- Создание флеш-анимации по теме урока. Формируется анимационное представление отдельных объектов, процессов и явлений окружающего мира. Так, могут быть представлены животные, человек, природные процессы природные зоны, обитатели разных природных областей.
- Применение электронных учебников. Они являются наглядными пособиями по естествознанию, отражающими объекты живой и неживой природы, времена года, состояния воды, веществ.
- Тестовые задания. Они связаны с контролем и оценкой знаний учащихся по усвоению учебного материала. Задания, также представляются в интересной форме и формируют желания их выполнять.
Икт ИКТ на уроках «Окружающий мир» позволяют сформировать работу в индивидуальной, группой и коллективной форме. Любой вид работы опирается на наглядность информации и увлекательность ее представления. Тем самым восприятие учащихся активно работает и позволяет усваивать учебный материал более продуктивно.