Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Исследовательская деятельность дошкольников

Значение исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в их психическом развитии и успешной социализации

Исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни каждого ребенка. Она направлена не только на решение задач развития, но и удовлетворение их интересов и познавательной активности. Благодаря исследовательской деятельности дети имеют возможность реализовать собственный творческий потенциал, расширить знания. Кроме того, она оказывает положительное влияние на развитие таких личностных качеств как креативность, инициативность, самостоятельности и целеустремленность.

Значимость исследовательской деятельности заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а ему предоставляется возможность самостоятельно «пройти» весь путь получения новых знаний и умений. Знания, полученные таким образом, более осознанны, они крепче запоминаются, чаще и эффективнее используются в повседневной жизни.

Замечание 1

Одной из основных особенностей исследовательской деятельности является то, что она способна активизировать познавательно-активное поведение детей, придавая ему творческий и исследовательский характер.

Исследовательская деятельность направлена на:

  1. Формирование полной системы знаний у ребенка об окружающем его мире.
  2. Развитие таких познавательных психических процессов как: внимание, память, мышление, воображение и т.д.
  3. Формирование у детей познавательной активности и исследовательской направленности личности.
  4. Оказывает положительное влияние на развитие у детей универсальных интеллектуальных действий.
  5. Является фундаментальной основой интеллектуальных и когнитивных аспектов готовности ребенка к школьному обучению, а именно:

    • необходимый уровень знаний, познавательных интересов и деятельности, психических процессов;
    • полная сформированность сенсорных эталонов;
    • нужный уровень качества восприятия, мышления, воображения и психических процессов;
    • достаточный уровень таких видов мышления как наглядно-образное и образно-схематическое;
    • полноценное развитие речи (словарный запас, фонематический слух и т.д.).
«Исследовательская деятельность дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Организация исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Определение 1

Исследовательская деятельность дошкольников в ДОО – это деятельность, которая связана с решением разнообразных творческих и исследовательских задач (проблем, вопросов), предполагающих прохождение нескольких последовательных этапов, в ходе которых ребенок учится самостоятельно находить и применять нужную ему информацию, анализировать и обобщать ее, а также учится взаимодействовать и плодотворно работать в коллективе.

В настоящее время организация исследовательской деятельности в ДОО строится преимущественно не на основании методов самостоятельного и творческого исследовательского поиска, а на основании репродуктивной деятельности, которая направлена на усвоение уже готовых истин, открытых кем-то заранее. Такой подход значительно снижает поисковую активность ребенка и утрачивается главная черта исследовательского направления. То есть процесс обучения опирается не на исследование, а на «подражание», «повторение» и «послушание».

Таким образом, данный процесс обучения блокирует активность, любознательность и самостоятельность ребенка, не позволяет ему мыслить в различных направлениях. В итоге такие значимые качества как самовоспитание, самообучение и саморазвитие у детей тормозятся.

Педагогически правильно организованная исследовательская деятельность детей дошкольного возраста обладает мощным инновационным потенциалом развития ребенка. Она направлена на комплексное решение разнообразных задач воспитания и развития дошкольников в рамках современного общества, выступает своего рода транслятором норм и правил поведения, ценностных научных знаний, разработанных, предложенных и внедренных научным сообществом в образовательную систему ДОО.

Замечание 2

Таким образом, исследовательская деятельность дошкольников, при правильном подходе к ее организации и реализации способствует выполнению социального заказа по подготовке будущих членов общества, формированию интеллектуального потенциала социума.

Исследовательская деятельность позволяет дошкольнику проявить себя, показать свои знания, как при индивидуальной работе, так и при работе в группе. Осуществляя исследовательскую деятельность, ребенок может не просто попробовать свои силы и знания, но и публично показать полученный результат. В том случае, если исследовательская деятельность осуществляется коллективно, то педагогу следует отметить вклад, который каждый ребенок внес в достижение итоговой цели, обозначит ценность и значимость данного вклада.

Исследовательская деятельность может быть организована педагогом, а может быть совместно с детьми. Исследовательская проблема, которая сформулирована совместно педагогом и детьми, чаще всего представляется в виде задачи, решение которой носит практический исследовательский характер и имеет большое прикладное значение.

Каждому дошкольнику от природы присуща ориентация на познание окружающего мира, путем экспериментирования и исследования. Например, ребенок еще в младенческом возрасте знакомясь с предметом, не просто его рассматривает, но трогает, нюхает, стучит и т.п.

С возрастом детям становится интересно не только как выглядят предметы и что с ними можно сделать, но и различные физические явления. Например, почему зимой вода замерзает, как распространяется звук в воздухе и т. д.

Ответы на эти и многие другие вопросы ребенок может получить в процессе исследовательской деятельности, которую организует взрослый (воспитатель, родители).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot