Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология исследовательской деятельности дошкольников

Сущность технологии исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Определение 1

Педагогическая технология — это определенная система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запланированная во времени и пространстве, подразумевающая получение конкретного результата.

В настоящее время одной из наиболее популярных и востребованных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста является технология исследовательской деятельности.

Определение 2

Технология исследовательской деятельности – это особенный вид интеллектуально-творческой деятельности, который порожден в результате функционирования механизмов поисковой активности и построен на базе исследовательского поведения детей.

Исследовательская деятельность дошкольников представляет собой определенный вид культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий его мир. Например, наблюдение за демонстрируемыми педагогом опытами; самостоятельное выполнение разнообразных практических упражнений и т.п.

Замечание 1

Цель исследовательской деятельности дошкольников – формирование основных ключевых компетенций, способностей к исследовательскому типу мышления.

Цель исследовательской деятельности детей дошкольного возраста является единой для всех возрастных этапов, в то время как задачи специфичны для каждого возраста.

Задачи исследовательской деятельности дошкольников:

  1. Младшего дошкольного возраста:

    • вхождение в проблемную игровую ситуацию;
    • активизация желания находить методы, средства и пути решения поставленной проблемной ситуации;
    • формирование и развитие начальных предпосылок поисковой деятельности.
  2. Старшего дошкольного возраста:

    • формирование необходимых предпосылок для осуществления успешной поисковой деятельности и проявления интеллектуальной инициативы
    • развитие у детей умения самостоятельно определять задачи, необходимые для решения, определять методы и средства их решения;
    • формирования умения самостоятельно использовать необходимые методы, средства и приемы для решения поставленных задач;
    • развития умения пользоваться специальной терминологией, с целью ведения конструктивной беседы в процессе исследовательской деятельности.
«Технология исследовательской деятельности дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методы и приемы организации исследовательской деятельности

Тематика исследовательской деятельности детей дошкольного возраста:

  1. Фантастика – темы, связанные с исследованием фантастических, несуществующих объектов и явлений.
  2. Эмпирические – темы, которые предполагают самостоятельное проведение экспериментов и наблюдений за ними.
  3. Теоретические – темы, которые ориентированы на организацию работы по исследованию определенных материалов и фактов, их анализ и обобщение.

Правила выбора темы исследовательской деятельности дошкольников:

  • тема должна быть интересна детям;
  • тема должна быть понятна и доступна детям для понимания и изучения;
  • тема должна нести в себе реальную пользу для участников исследования, в плане их развития, воспитания и обучения;
  • в теме необходим элемент необычности и неожиданности;
  • тема предполагает относительно быстрое выполнение и получение конечного результата.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности дошкольников:

  • эвристическая беседа;
  • постановка и последующее решение определенного проблемного вопроса или ситуации;
  • разные виды и типы наблюдений;
  • моделирование ситуаций;
  • разнообразные опыты;
  • фиксация полученных в ходе опытов, наблюдений, экспериментов и иной деятельности, результатов;
  • погружение в проблемную ситуацию;
  • художественное слово;
  • игровая деятельность: разные виды игр, творческие ситуации и т.д.;
  • трудовые поручения и действия.

Содержание исследовательской деятельности

Содержание исследовательской деятельности детей дошкольного возраста включает в себя:

  1. Организованные опыты и эксперименты.
  2. Исследование состояния и превращения веществ.
  3. Исследование движения воды, воздуха.
  4. Исследование свойств минералов и почвы.
  5. Исследование условий жизни растений.

Правильно организованная исследовательская деятельность, способствует освоению детьми окружающего мира, его явлений и особенностей. Дети учатся познавать, исследовать и открывать что-то новое, понимать его значимость в жизни человека. Кроме того, исследовательская деятельность позволяет детям самовыражаться, думать, пробовать, решать и экспериментировать.

Структура исследовательской деятельности дошкольников:

  1. Определение темы исследования и постановка проблемы.
  2. Формулировка цели, задач и гипотез исследования.
  3. Осуществление поиска возможных методов, средств и приемов для решения проблемы.
  4. Сбор необходимого материала.
  5. Обобщение и анализ полученных данных.
  6. Подготовка полученных результатов исследования к их защите (презентации, сообщение, доклад и т. д.).
  7. Непосредственная защита.

Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста предусматривает последовательное прохождение следующих этапов:

  1. Дети младшего дошкольного возраста: ознакомление детей с водой и ее основными свойствами. Работу необходимо проводить до тех пор, пока ребенок не будет способен перейти из наблюдателя в исследователи (самостоятельно наливать, переливать и измерять).
  2. Средний дошкольный возраст – дети данной возрастной категории испытывают потребности в экспериментировании, в результате которого они смогут получить конкретный результат. Действия детей среднего возраста более точные, обдуманные и целенаправленные. Кроме того, дети во время исследовательской деятельности учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
  3. Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если … ». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot