Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическое сопровождение развития самостоятельности старших дошкольников в ходе исследовательской деятельности

Определение 1

Исследовательская деятельность – это вид деятельности, основанный на решении конкретной задачи опытно-экспериментальным путем с применением методов научного исследования.

Данная деятельность формируется на стадии дошкольного обучения детей. Это актуально потому, что позволяет сформировать навыки самостоятельности и стимулировать познавательную заинтересованность детей.

Детям нравится заниматься исследованиями, постигать что-то новое. Это учит их мыслить, выражать свое мнение, выдвигать идеи и находить пути их практического воплощения. Конечно, в дошкольном возрасте исследования носят примитивный характер т.е. полноценного использования научных методов не реализуется, но их основы активно внедряются в исследовательский процесс дошкольников, закладывая у них навыки проведения опытов и экспериментов разного рода.

Основы реализации педагогического сопровождения исследовательской деятельности старших дошкольников

Определение 2

Педагогическое сопровождение – это организация педагогом взаимодействия с учащимися / воспитанниками, ориентированного на создание благоприятной образовательной среды, условий для развития субъектов взаимодействия.

Педагогическое сопровождение позволяет сформировать среду для полноценного, гармоничного развития личности дошкольника и реализации его потенциала. Сопровождение дошкольников, особенно это касается детей старшей возрастной группы, реализуется поэтапно. Оно включает в себя следующие действия:

  1. Диагностирование сути проблемы. Педагог выявляет проблемные аспекты деятельности старших дошкольников: понимание ими поставленной задачи, навыки самостоятельной экспериментальной деятельности, наличие необходимого оборудования, инструментов, условий ее реализации.
  2. Информационный поиск путей разрешения проблемы. Педагог ищет способы оказания помощи детям. Они должны стимулировать развитие самостоятельной работы дошкольников, помогать им в принятии оптимальных решений, выборе средств деятельности.
  3. Рассмотрение вариантов решения проблемы и выбор наиболее оптимального. Совместно с детьми педагог находит вариант реализации исследования, оптимальные условия его реализации.
  4. Оказание помощи и поддержке в самостоятельном исследовании детям. Помощь должна носить обязательно косвенный характер т.е. нельзя напрямую помогать детям. Это может затмить их интерес к исследованию.
«Педагогическое сопровождение развития самостоятельности старших дошкольников в ходе исследовательской деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сопровождение исследовательской деятельности старших дошкольников реализуется на основании соблюдения следующих условий его реализации:

  1. Вариативность форм и методов проведения исследований;
  2. Создание интересной проблемной ситуации, побуждающей детей к проведению исследования;
  3. Формирование в ДОУ специального предметно-развивающего пространства, дающего возможность реализации различных опытов, проведения экспериментов;
  4. Организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам исследований и разным направлениям их реализации. Родители помогают реализовать исследования вне ДОУ – дома, во дворе, в парке и иных местах.

Варианты исследовательской деятельности старших дошкольников

Исследовательская деятельность старших дошкольников носит ориентацию на формирование у них навыков самостоятельной деятельности, самостоятельного решения проблем, выдвижения гипотез и их проверки. При этом, вид деятельности определяется возрастными особенностями развития детей старшего дошкольного возраста, развитостью их основных психических процессов, сформированными потребностями и интересами.

В старшем дошкольном возрасте проводятся следующие виды исследований, сопровождаемые педагогами, с привлечением к участию в них родителей воспитанников:

  1. Проведение опытов с разнообразными предметами. Предполагается изучение их характеристик, признаков, свойств. Они формируют навыки выявления причинно-следственных связей и отношений у детей, а также формируют умения применения разнородного оборудования и инструментария.
  2. Организация коллекционирования. Оно основано на составлении коллекции однородных объектов т.е. таких, которые имеют сходство по определенным параметрам, характеристикам. Коллекционирование учит детей рассуждать. Это реализуется в ходе поиска сходных и отличительных признаков объектов, а также формирует навыки объединения в группы по различным основаниям.
  3. Игры-путешествия. Они предполагают организацию путешествий по различным городам и странам, природным объектам. Путешествие можно организовать куда угодно. Дети учатся строить маршруты, исследуют опасности, с которыми они могут столкнуться, постигают основы планирования разнообразных поездок. Сопровождая игры-путешествия, педагог помогает детям в выборе оптимального транспорта, вещей, которые необходимо взять с собой в те или иные условия. Также, педагоги проводят для дошкольников экскурсии, которые являются своеобразным путешествием, погружающим ребенка в конкретную природную среду, культурное и социальное пространство.

Создание в ДОУ уголка экспериментирования

При формировании предметно-развивающей среды в старших дошкольных группах важное место отводится созданию уголка экспериментирования. Он может именоваться по-разному: зона опытов, мини-лаборатория, место исследования и др.

Формирование уголка экспериментирования ориентировано на:

  1. Формирование первичных естественно-научных знаний и понятий у старших дошкольников;
  2. Развитие навыков наблюдения;
  3. Формирование навыков самостоятельного проведения разной деятельности, ориентированной на познание, изучение различных объектов и процессов;
  4. Формирование навыков комплексного обследования объектов. Такое обследование ориентировано на всестороннее рассмотрение объектов, выделение их особенных признаков и функциональной роли.

Основными компонентами уголка экспериментирования являются разнообразные дидактические материалы, включающие книги, энциклопедии, инструкции пользования оборудованием, рекомендации по проведению различных опытов, оборудования для самостоятельного проведения опытов. Оно должно быть безопасным и простым для использования старшими дошкольниками. Также, в уголок включаются компоненты, которые мотивируют детей к проведению исследований, т.е. стимулируют к изучению свойств объектов и их особенностей. Это могут быть природные материалы, сосуды из разных материалов, красители, лабораторные инструменты и др.

Педагоги дают детям самостоятельно исследовать все объекты уголка, но косвенно руководят этим процессом, т.е. контролируют его правильное исполнение, развивая у детей основы самостоятельной деятельности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot