Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование у младших школьников познавательных УУД на внеурочных занятиях по математике

Общие сведения об УУД

Определение 1

И. А. Володарская дала следующее определение универсальным учебным действиям: УУД – это умение учиться в широком смысле, то есть способность субъекта саморазвиваться и самосовершенствоваться через сознательное и активное присвоение нового социального опыта.

В более узком значении определение данному термину было дано О. А. Карабановой в качестве совокупности способов действия ученика, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых умений и знаний.

«Умение учиться» состоит из полноценного освоения всех компонентов учебной деятельности:

  • познавательных и учебных мотивов;
  • учебной цели;
  • учебной задачи;
  • учебных действий и операций – поиска, преобразования материала, контроля и оценки.

Формирование любого умения у учеников идет через следующие основные стадии:

  • формирование представления о действии, первичного опыта и мотивации;
  • приобретение знаний о способах выполнения действий;
  • тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция;
  • контроль за умением выполнения действия.

Универсальный характер учебных действий проявляется тем, что они характеризуются надпредметным, метапредметным характером, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и личностного саморазвития. Также ими обеспечивается преемственность всех ступней образовательной деятельности. А также являются основой организации и регуляции любой деятельности ученика вне зависимости от ее социально-предметного содержания. УУД обеспечиваются этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учеников.

Формирование познавательных УУД на занятиях по математике

Формирование широких познавательных мотивов учения у детей непосредственно взаимосвязано с процессом усвоения теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий. С этой целью может быть использован ряд технологий обучения.

«Формирование у младших школьников познавательных УУД на внеурочных занятиях по математике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Проблемное обучение – это тип организации урока, предполагающий создание под руководством учителя проблемной ситуации, активной самостоятельной деятельности учеников по решению этих ситуаций, в результате чего отмечается протекание процесса творческого овладения ЗУН, а также развитие мыслительных способностей.

Проблемным обучением ломаются привычные стереотипы проведения уроков, меняя всю систему взаимоотношений между учителем и учащимся. Поэтому требования, предъявляемые к современным педагогам не позволяют ограничиваться исключительно усвоением учениками школьной программы.

Педагогика сотрудничества рассматривается в качестве особого типа проникающей технологии, являющейся воплощением нового типа педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в определенной степени входит во многие современные педагогические технологии в качестве их составной части.

Дифференцированный и индивидуальный подход – реализация данного принципа связана с содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого из детей. Дифференцированным подходом в учебном процессе предполагается разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий с целью повысить качество обучения и развивать каждого учащегося.

Информационно-коммуникационные технологии при обучении и модернизации образования используют все более активно.

Учитель должен так обучать детей, чтобы они научились легкому и быстрому реагированию на изменение условий, могли найти пути решения новых проблем и задач. Достигали хорошего результата при выполнении данных задач в условиях реализации инновационного подхода к обучению, обеспечивая переход к продуктивно-творческому уровню. Все это может быть достигнуто посредством использования разного рода технологий, в том числе и информационно-коммуникационных.

Использованием ИКТ предполагается погружение в другой мир, видение его собственными глазами. Благодаря использованию ИКТ на уроках математики можно перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, когда ребенок превратится в активного субъекта учебной деятельности. Это помогает осознанно усваивать знания учениками.

Иными словами, при формировании познавательных УУД ученики получают возможность научиться:

  • формулированию правил на основании выделения нескольких существенных признаков;
  • выполнению заданий с использованием схем и материальных объектов;
  • проведению сравнений, классификаций, выбору наиболее эффективных способов решения или правильному ответу;
  • построению объяснений в устной форме в соответствии с предложенным планом;
  • построению логической цепи рассуждений.

Все это способствует включению детьми в процессы запоминания всех видов памяти, материализуя орфографические понятия, способствуя развитию наблюдательности, формируя навык анализа, сравнения и формулирования выводов.

УУД должны быть основой выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов и форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Математике в качестве учебного предмета отведена важная роль в процессе развития младших школьников: дети учатся познанию окружающего мира, решению жизненно важных проблем. Математика помогает открыть перед младшими школьниками удивительный мир чисел и их соотношений, геометрические фигуры, величины и математические закономерности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot