Возможности дисциплины «Окружающий мир» в развитии социальной компетенции младших школьников
Социальная компетентность – это личностный параметр развития индивида и его психических процессов, обуславливающий его социальную позицию, формирование системы межличностного социального взаимодействия, основанной на ответственности за свое поведение, самоконтроле и терпимости.
В младшем школьном возрасте, социальная компетентность только начинает закладываться у ребенка. Она отражает наличие у него знаний о гендерном распределении социальных ролей, социальных действий по конкретным нормам и правилам, умения ориентироваться в социальной ситуации и действовать в рамках моральных принципов поведения.
Рисунок 1. Особенности социальной компетенции младших школьников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одним из самых продуктивных средств развития социальной компетенции младших школьников выступает дисциплина «Окружающий мир». Она ориентирована на формирование у детей знаний об устройстве мира, развитие элементарных навыков взаимодействия с ним. Поэтому, этот предмет способствует формированию всех компонентов социальной компетентности.
Дисциплина «Окружающий мир» помогает в развитии следующих компонентов социальной компетентности:
- Получение знаний в области социальных взаимоотношений.
- Развитие своего природного потенциала.
- Формирование представлений о социальном поведении.
- Переживание ситуаций успеха/неуспеха деятельности.
- Реализация своих возможностей в социально значимых направлениях деятельности.
Дисциплина «Окружающий мир» является когнитивным элементом социальной компетентности младшего школьника. Кроме того, этот предмет мотивирует учащихся к познанию устройства общества и законов его функционирования. Ребенок, стремится влиться в социальную среду, стать неотъемлемой ее частью, а для этого познает нормы и правила социального поведения, стремиться познать особенности и принципы социального взаимодействия.
Благодаря данной дисциплине, ребенок усваивает поведенческие реакции и направления своих действий в социальной сфере. А это является составным компонентом социальной компетентности.
Развитие социальной компетентности младшего школьника на учебных занятиях по окружающему миру продуктивно реализовывать в групповой форме обучения. Этот прием актуален в том случае, если проводится экспериментальное исследование какого-то природного процесса, ведется наблюдение, осуществляется лабораторная работа. Групповая форма работы способствует:
- Развитию толерантности по отношению к партнерам по учебной работе;
- Осознанию и адекватному принятию своих способностей и возможностей при реализации какого-то исследования и достижения конкретных результатов;
- Развитие практических навыков применения своего социального опыта взаимодействия к конкретной ситуации;
- Выбору оптимальных способов осуществления деятельности и вариантов социального поведения;
- Несению личной ответственности в ситуациях межличностного взаимодействия;
- Развитие сопереживания и принятия.
Таким образом, формирование социальной компетенции в младшем школьном возрасте актуально на уроках по «Окружающему миру», особенно в групповых формах его организации.
Рисунок 2. Формирование социальной компетенции младших школьников на уроках «Окружающий мир». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия продуктивного формирования социальной компетенции младших школьников на уроках «Окружающий мир»
Чтобы процесс формирования социальной компетенции учащихся начальной школы шел полным ходом, проведение уроков по «Окружающему миру» требует особой организации.
К основным условиям проведения учебного занятия относятся следующие:
- Применение ИКТ-технологий. Современные компьютерные информационные ресурсы, Интернет-пространство имеет огромный образовательный и воспитательный потенциал. Они позволяют использовать визуальное представление данные, прослушивать аудио файлы, содержащие звуки природы, просматривать видеоматериалы. Это расширяет познавательные горизонты учащихся, способствует развитию у младших школьников общую культуру, повысить мотивацию обучения, что является важным компонентом социальной компетенции.
- Применение на занятиях технологии проблемного обучения. Данная технология ориентирует учащихся на решение какой-то проблемной ситуации, посредством применения своих знаний, социального и бытового опыта, умений и навыков. Проблемное обучение порождает стремление к поиску ответа на вопрос, формированию новых знаний и путей познания, установлению новых социальных связей и способов взаимодействия. Именно поэтому, использование технологии на занятии помогает в развитии социальной компетенции.
- Применение на занятиях технологии проектной деятельности. Использование проектов на уроках «Окружающего мира» является наиболее оптимальным и действенным средством, посредством которого формируется социальная компетенция младших школьников. Дети участвуют в создании совместного проекта по конкретной теме, затрагивающей природный мир, его объекты и процессы, законы функционирования. Дети учатся работать в команде, формируют социальные связи. Каждый ребенок несет ответственность за достижение общей цели и, потому, стремится выполнять свою работу хорошо. Создание общего проекта требует от детей организованности и дисциплины, общения и сотрудничества. Дети совершают разнообразные операции, учитывая мнение всей группы и каждого его участника. Создание проекта заставляет детей почувствовать свою связь с другими его участниками, осознать необходимость этой связи для получения конкретного результата. Таким образом, ребенок осваивает навыки продуктивного социального взаимодействия, осознает его необходимость в дальнейшей жизнедеятельности.
Помимо применения данных технологий, формирование социальной компетенции на занятиях по «Окружающему миру» производится за счет отбора учебного материала, текстов и их содержания, ориентируясь на обучение детей взаимопониманию, ответственности, рефлексии.
Кроме того, актуально применение игровых технологий, технологий социального проектирования, проведение дискуссий, организация конференций, в упрощенном формате, исходя из возрастных особенностей развития младших школьников.