Необходимость формирования профессиональной готовности студентов СПО к профессиональной деятельности
Профессиональная готовность – это определенное функциональное состояние и настроенность психики специалиста на решение конкретных профессиональных задач, существующих в реальных условиях его деятельности.
В настоящее время имеется острая необходимость в изучении процесса формирования готовности к предстоящей профессиональной деятельности студентов СПО. Данная необходимость обусловлена тем, что именно готовность к профессиональной деятельности является основной целью обучения.
Проблема готовности студентов СПО к профессиональной деятельности, определение эффективных методов, средств и путей ее формирования рассматривается во многих трудах отечественных и зарубежных исследования. По мнению некоторых из них, к данному вопросу необходимо подходить заблаговременно, а именно начиная со старших классов школы формировать у учащихся потребность в профессиональной самореализации, осуществлять педагогическое сопровождение выбора будущей профессии.
Профессиональная готовность студентов СПО к трудовой деятельности, рассматривается исследователями в рамках следующих подходов:
- Личностный подход – это личная готовность студента к профессиональной деятельность, включающая в себя совокупность сформированных профессиональных свойств.
- Функциональный подход – это готовность, которая представляет собой временной состояние студента, представленное актуализацией и направленностью своих личностных качеств на выполнение профессиональной деятельности.
- Системный подход – это подход, который исследует профессиональную готовность через осознание студентом собственных внутренних возможностей и их реализацию в профессиональной деятельности.
- Личностно-деятельностный подход – это подход, который рассматривает готовность как целостное личностное качество, систему установок и мотивов, имеющих профессиональную важность и способствующую качественному выполнению возложенных на специалиста профессиональных обязанностей.
Структура профессиональной готовности студентов СПО к профессиональной деятельности
Формирование профессиональной готовности студентов СПО к предстоящей профессиональной деятельности, опирается в первую очередь на знание структуры данной готовности.
Структура профессиональной готовности:
- Положительное отношение к предстоящей профессиональной деятельности и в целом к выбранной профессии.
- Наличие у студента необходимых черт характера: способности мотивация, темперамент, адекватные требования к профессиональной деятельности.
- Наличие необходимых знаний, умений и навыков.
- Наличие устойчивых профессионально важных способностей, таких как восприятие, мышление, внимания, волевые и эмоциональные процессы.
Кроме того, в структуру профессиональной готовности входят три взаимосвязанных стороны:
- психологическая готовность – совокупность индивидуальных психических особенностей личности;
- моральная готовность – социальная обусловленность личности, направленная на получение специальных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности
- профессиональности готовность – включает в себя весь профессиональный опыт (умения и навыки), которые студент получил в процессе обучения.
Основные компоненты профессиональной готовности студентов СПО к предстоящей профессиональной деятельности
Профессиональная готовность студентов СПО к предстоящей профессиональной деятельности включает в себя следующие компоненты:
Мотивационно-ценностный компонент – включает в себя положительное отношение студента к учебе, получению профессиональных знаний и умений, сформированность мотивов, интересов и ценностных ориентаций, которую существуют в тесной взаимосвязи и ориентируют студента на саморазвитие и овладение выбранной профессией. Данный компонент отражает стойкое стремление личности решать профессиональные задачи, приобретать специальные знания и умения, постоянно их расширять и совершенствовать, а также осуществлять самостоятельный поиск и освоение новой информации. Кроме того, в этот компонент входит формирование таких личностных качеств как самовоспитание, самообразование и самосовершенствование.
Когнитивный компоненты – это компонент, который включает в себя те знания, которые студент приобретает в процессе обучения. К знаниям относятся теоретические основы, методы и способы профессиональной деятельность, сформированность понятийно-терминологического аппарата. В рамках данного компонента студент должен уметь самостоятельно получать необходимую профессиональную информацию, анализировать и обобщать ее, применять на практике и совершенствовать по мере необходимости.
Деятельностно-практический компонент – это компонент, который включает в себя необходимые для осуществления профессиональной деятельности знаний, сформированное профессиональное мышление и индивидуальный стиль деятельности. На формирование данного компонента большое влияние оказывает учебная и производственная практика, в ходе которой студенты имеют возможность проверить свои теоретические знания, получить практические навыки профессиональной деятельности.
Оценочно-рефлексивный компонент выражен в умении анализировать и оценивать результаты своей деятельности и подготовленности к профессиональной деятельности. Данный компонент составляет самооценка себя как субъекта профессионального взаимодействия.
Таким образом, готовность к профессиональной деятельности студентов СПО рассматривается как формируемая в процессе профессиональной подготовки система свойств и качеств личности, определенных способностей к выполнению профессиональных функций и включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический, оценочно-рефлексивный компоненты.