Основы организации обучения в профильной школе
Профильная школа – это учебное заведение, обучение в котором опирается на принцип индивидуализации и реализуется в дифференцированных формах его организации.
При построении учебного процесса в профильной школе в расчет берутся индивидуальные образовательные потребности учащихся, их склонности и интересы, а также реализуется личностный подход к каждому учащемуся и открываются возможности его самореализации.
Обучение в профильной школе предполагает:
- Изучение особенностей личностного развития учащихся и выявление их образовательных потребностей для дифференциации образовательной деятельности;
- Проведение оценки уровня адаптации учащихся к учебным нагрузкам;
- Воздействие на психическую сферу личности и ее тренировка;
- Включение эмоционального компонента в образовательный процесс т.е. развитие эмоционального восприятия окружающего мира и эмоционального отношения к нему.
Уроки в профильной школе носят ценностно-ориентированный характер. Такие уроки включают в себя следующие компоненты:
- Целеполагание. Оно предполагает ориентацию учащихся на эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира, его объектов и процессов.
- В содержании урока преобладают эмоциональные переживания, эмоциональные связи и зависимости, а учебная информация преподносится строго в ценностном ключе, содержит ценностно-ориентировочный аспект.
- Технологии активного обучения. Они мотивируют учащихся к интеллектуальной деятельности, имеющей эмоциональный окрас.
Уроки, носящие ценностно-ориентировочный характер, реализуются в опоре на предоставление учащимся свободы в выражении своих чувств, эмоций, своих взглядов и переживаний, затрагивающих ту или иную учебную задачу, учебную информацию.
Формирование ценностного отношения к миру реализуется в профильной школе через включение в программу обучения по дисциплинам конкретного профиля эмоционального компонента и мотивационной направленности его восприятия.
Так, эмоциональное восприятие окружающей действительности и ценностное отношение к миру реализуются на уроках географии, биологии, истории и др. разными методами и средствами, с применением разных технологий и форм реализации учебно-воспитательной деятельности.
Методы формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, используемые на уроках географии
Уроки географии открывают возможности развития ценностного мировосприятия и эмоционального отношения к миру через применение следующих методов их проведения:
- Методы эмоционально-личностного стимулирования. Такие методы ориентированы на активизацию эмоций учащихся, их положительного эмоционального отношения к урокам географии и информации, изучаемой на них. Через положительные эмоции учащихся происходит формирование мотивации к познанию и развитию, а также, вырабатывается эмоциональное отношение к тем объектам и процессам окружающего мира, которые исследуются на уроках.
- Методы диалогового взаимодействия. Они ориентированы на обмен информацией между учащимися. Она касается содержания учебного материала. Учащиеся участвуют в обсуждении содержания, обмениваясь мнениями и взглядами, а также эмоциями, которые вызвало у них то или иное явление, объект или процесс. Эмоциональный обмен особенно важен для формирования ценностного отношения к окружающему миру и его эмоциональному восприятию.
- Методы рефлексии учебной деятельности. Они ориентированы на установление взаимодействия между учащимися и педагогом. Они делают процесс познания эмоционально насыщенным, за счет придания ему доверительных отношений через доверительное взаимодействие.
- Методы личностно-ориентированных ситуаций. Они позволяют придать урокам географии и информации, изучаемой на них личностный компонент. Каждый учащийся чувствует свою связь с содержанием урока и формирует эмоциональное отношение к нему. Это, в свою очередь, формирует эмоционально-ценностное отношение к окружающей действительно, приближает учащегося к миру и его различным аспектам.
Эмоционально-ценностное отношение к миру формируется в ходе чтения художественной литературы, использования игровых методов в обучении, информационных технологий организации учебного занятия, делающего процесс обучения более ярким и эмоционально-насыщенным, а также применения методов проблемного обучения.
Эмоциональный окрас уроку географии можно придать посредством использования музыки, средств искусства, интерактивных карт, позволяющих сделать процесс знакомства с миром более реальным, приблизить учащихся к его объектам и процессам.
ИКТ технологии, используемые на уроках географии
Эффективность познания географии во многом связана с эмоциями учащихся, испытываемыми ими на уроках. Потому, в современных профильных школах на уроках географии применяются ИКТ технологии. Они оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу учащегося и мотивируют его интеллектуальную деятельность к работе.
На уроках географии, с целью развития положительных эмоций учащихся, применяются следующие ИКТ:
- Мультимедийные средства. Они представлены ПК программами с поддержкой аудио и видео сопровождения. Это позволяет рассмотреть регионы России, их климатические условия и иные аспекты в увлекательной красочной форме и сформировать положительное отношение к ним;
- Интерактивная доска. Она представляет собой сенсорную панель, на которую передается информация с ПК. Информацию, представленную на доске можно корректировать, представлять в разном расположении и цветовом окрасе;
- Интерактивная карта. Она представляет собой физические, топографические, тектонические и иные карты в электронном виде. Карты приобретают более реальный вид и могут формироваться учащимися самостоятельно: добавление материков, регионов, климатических условий и т.д.
- ПК программы. Они позволяют представить образы географических объектов, процессов и явлений в аудиовизуальном формате, а также создать мультипликации на основе компьютерной графики.