Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Беседа как метод обучения детей дошкольного возраста диалогической речи

Беседа и ее значимость в процессе обучения

Определение 1

Беседа как метод обучения детей диалогической речи – это разговор, имеющий целевое назначение и тематику, тщательно спланированный педагогом и ориентированный на конкретную группу детей.

Применение беседы, в качестве приема для обучения детей построению диалогов, строится на основе тщательной предварительной подготовки. Обязательно требуется выбрать тему беседы. Она должна быть доступной для детского восприятия и понимания, интересной для ребенка. В ходе беседы должны быть отражены реальные процессы и явления окружающего мира.

Беседа является ценным методом интеллектуального развития ребенка. Она строится на основе вопросно-ответной формы, что дает возможность ребенку воспроизводить не какие-то случайные, а именно ценные факты, развивает умение сравнивать и анализировать.

Беседа способствует развитию мыслительной деятельности и речи. Речь ребенка становится более верно построенной, логически обоснованной. Дети учатся формированию оценочных суждений, образных выражений, обобщению фактов.

Беседа помогает развивать навыки эффективного общения ребенка. Дети учатся слушать своего собеседника и отвечать на его вопросы, отражая содержание вопроса, дополняя необходимую информацию в речь собеседника и исправляя ее ошибки.

В процессе беседы происходит расширение словарного запаса ребенка. Беседа строится таким образом, чтобы основная доля суждений приходилась на ребенка. Воспитатель только задает вопросы и вносит поправки в ответы детей. Дети же, стремятся отыскать более правильные ответы на вопросы, применяя подходящие слова и речевые обороты.



Рисунок 1.

«Беседа как метод обучения детей дошкольного возраста диалогической речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Беседа в обучении дошкольников имеет и огромное воспитательное значение. Любой разговор наделен большим нравственным содержанием. Дети отвечают на вопросы о том, как можно вести себя в обществе, поступать в различных ситуациях, приходят к пониманию причин необходимости соблюдения правил социального поведения. Также, сама форма беседы носит воспитательный характер, поскольку является организационной. В ходе беседы, дети обучаются проявлению такта, терпению. Она развивает любознательность и стремление к общению у ребенка.

Беседа помогает объединить дошкольников в группы по интересам. Так начинает развиваться интерес ребят друг к другу, происходит перенимание опыта между детьми. Беседа помогает устранить стеснение ребенка, развивает его навыки свободного высказывания своих мыслей.

Замечание 1

Значимость беседы исключительна. Она помогает развитию ребенка, делая его более активным и инициативным, обучая при этом сдержанности.

Беседа выступает средством обучения детей построению коммуникативных связей. Она может быть применена в учебно-воспитательном процессе дошкольного заведения только, опираясь на иные методы исследования окружающей действительности.

Правила организации эффективной беседы

Чтобы беседа приносила должный воспитательный и обучающий эффект, необходимо соблюдать несколько правил ее организации:

  1. Ограниченность времени проведения беседы. Недопустимо, чтобы беседа проходило длительный временной промежуток, поскольку она активизирует мыслительную деятельность ребенка и вызывает умственное перенапряжение.
  2. Задавание вопросов всему детскому коллективу, с последующим переходом на индивидуальные вопросы. Важно, акцентировать внимание на работе всех детей, поэтому задавать вопросы нужно так, чтобы ответчик выбирался произвольно.
  3. Постоянная смена ответчиков. Нельзя постоянно давать отвечать на вопросы одни и тем же детям, даже при их желании. В беседе должно участвовать максимальное количество детей. Можно включать детей в беседу на основе запрашивания у них краткого ответа на вопрос.
  4. Управление ответами детей. Важно, организовать беседу так, чтобы дети отвечали по одному, а не выкрикивали хором свои ответы.
  5. Не допускается перебивание ребенка в ходе его ответа. Необходимо дать ребенку высказаться до конца, прежде чем вносить поправки в его ответ. Также, нельзя расширять ответ ребенка, вытягивая из него информацию. Вполне допустимо ограничиться кратким ответом, соответствующему знаниям ребенка по данному вопросу.
  6. Проведение беседы в естественной и непринужденной форме. Дети должны чувствовать себя комфортно при ответах на вопросы. Нельзя принуждать детей отвечать, если они совершенно этого не желают.
  7. Не уходить от темы беседы. Ответ, на поставленный вопрос, либо сам вопрос, может вызвать у ребенка какие-то ассоциации, касающиеся другой тематики, но от темы не стоит удаляться.
  8. Учет индивидуальных особенностей развития и личных качеств каждого ребенка. Это предполагает особое построение беседы. Некоторых детей нужно подтолкнуть к ответу, другим требуется задать дополнительные вопросы в связи с их ограниченными знаниями. Одни дети соображают быстрее, другие медленнее. В этой связи нужно подготовить медленно думающих детей к беседе заранее, а учащимся с расширенными знаниями и особо активным можно задавать дополнительные, более сложные вопросы.

Содержание беседы

При организации бесед, педагоги используют программный материал. Он включает в себя разделы, содержащие информацию об устройстве окружающего мира: природы и общества.

По своему содержанию беседы бывают:

  • На бытовые темы;
  • О трудовой деятельности;
  • О социальном устройстве и жизни в обществе;
  • О природе;
  • О сказках иной литературе и ее героях;
  • О досуге.

Содержание беседы обязательно должно быть эмоциональным. Беседу нужно начинать с того материала, с тех высказываний, которые заинтересуют детей, разовьют их интерес к продолжению беседы.

Содержание беседы раскрывается в ее основной части, посредством вопросов, включающих мыслительную деятельность и активизирующих речевой аппарат.

Содержание беседы нацелено на уточнение мыслей ребенка, придание им яркости и насыщенности, развитие новой мысли на базе старой. В ходе беседы происходит расширение знаний детей о различных объектах, процессах и явлениях окружающего мира.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot