Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методические основы деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей

Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста

Определение 1

Диалог – это вопросно-ответная форма речи, которая предполагает обмен репликами, а также личностные и партнерские отношения собеседников.

Замечание 1

Развитие диалога – двусторонний процесс, при котором собеседники общаются как равные, проявляя взаимопонимание и уважение, даже если один из участников общения – ребенок.

Основной целью развития диалогической речи дошкольников является стремление научить их использовать диалог в качестве формы общения.

К основным задачам обучения диалогической речи относятся:

  • развивать умение видеть разнообразие инициативного обращения;
  • обучать детей вступлению в речевое общение разными способами, то есть сообщать о своих впечатлениях и переживаниях, задавать вопросы, побуждать собеседника к совместной деятельности;
  • формировать в детях умение использовать интонацию, мимику, жесты;
  • развивать умение соблюдать правила ведения диалога.

Бизикова О.А. выделала три блока работы по диалогической речи:

  • 1 блок – «вопрос-ответ»;
  • 2 блок – «сообщение – реакция на сообщение»;
  • 3 блок – «побуждение – реакция на побуждение».

Методы формирования диалогической речи

Одним из основных методов формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях выступает разговор учителя с детьми. Неподготовленный диалог представляет наиболее общедоступную форму речевого взаимодействия воспитателя и детей в повседневной жизни.

В младшем возрасте речевая активность и умение разговаривать воспитывают преимущественно в реальных ситуациях жизненного общения. Помимо кратких разговоров, вызванных обстоятельствами, педагоги должны предусмотреть запланированные, в качестве педагогического приема, разговоры. Такие беседы могут быть коллективными или индивидуальными.

«Методические основы деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Беседа – еще один метод развития речи, наиболее сложный из всех.

Определение 2

Беседа – это организованный разговор педагога и всей группы детей, посвященный какой-либо одной теме.

В беседах дети усваивают знания, умения и навыки, необходимые, чтобы обучаться в школе. Беседы существенно влияют на все разнообразие детской деятельности и их поведение. С детьми можно вести беседы на много тем:

  • о средствах передвижения;
  • на бытовые темы;
  • о труде взрослых;
  • на темы общественной жизни;
  • на природоведческие темы;
  • о любимых сказках;
  • о предметах быта и труда;
  • о труде близких людей;
  • о школе.

Подбирая программный материал для бесед, следует учесть личный опыт группы детей, запас их знаний и представлений, в связи с чем, дети будут принимать активное участие в беседе, если к них есть относительно ясные и разнообразные представления о предмете беседы.

Во время беседы нельзя спрашивать одних и тех же наиболее активных детей. Во время беседы дети не должны отвечать хором, только по одному, если это не предполагается вопросом. Нельзя прерывать ответ ребенка, если нет острой необходимости, так же как не стоит вытягивать ответ длительными усилиями, если у ребенка нет требуемого объема знаний или он не может преодолеть застенчивость.

Эмоциональный комфорт детей может быть достигнут не дисциплинарными формами – привлечением и удержанием внимания:

  • слуховые – музыка, звуки музыкальных инструментов, а так же зрительные эффекты – свет фонарика, гирлянды и пр.;
  • сюрпризные моменты – игрушки, которые движутся, плавают, звучат;
  • элементы костюма воспитателей;
  • событийность.

Прием словесных поручений. Можно давать ребенку мелкие поручения – попросить у няни тряпочку, передать что-то родителям и пр. После того как поручение выполнено, стоит спросить ребенка, как он справился с ним.

Совместное рисование иллюстраций, совместная аппликация, конструирование, художественный труд – еще одна группа приемов, создающая почву для развития диалога детей.

Драматизация может быть использована в процессе рисования, рассказывания сказки, при написании сочинения по картине. В процессе этой деятельности у детей идет формирование умения слушать и понимать собеседника, четко выражать свои мысли словами, учатся ведению разговора, а также усваивают поведенческие моменты: ребенок внимательно слушает говорящего, не перебивает его. Ребенку постоянно нужно следить за нитью беседы, не уклоняться от темы, формулировать и высказывать собственные мысли.

Чтение литературных произведений предоставляет детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов дает возможность школьникам осваивать не только различные формы высказываний, но и очередность, усваивая разные виды интонации, помогая в развитии логики разговора.

Еще один эффективный метод развития диалогической речи – разные игры:

  • сюжетно-ролевые игры помогают формировать и закреплять диалогические умения. Посредством сюжетно-ролевых игр дети обучаются правильному общению, поведению, так как в сюжетно-ролевых играх можно разыграть разнообразные жизненные ситуации.
  • Дидактическая игра помогает закрепить усвоенные детьми речевые навыки, которые помогают развивать быстроту реакции на услышанную фразу.
  • Подвижные игры с диалогами, в которых возможно закрепить умение адресовать речь собеседнику, думать о сказанной партнером реплике, выражать собственную точку зрения, правильно формулировать вопросы.
  • Игры-инсценировки и игры-драматизации способствуют объединению детей, хорошо знакомым для них текстом и представляющих себе сюжет. В таких играх дети играют роль сказочных персонажей, принимая его позицию, что помогает преодолеть характерный детям эгоцентризм. Один и тот же текст можно инсценировать разными способами: используя игрушки, кукол, картинки, посредством выразительных движений и речи. Игры-инсценировки доступны уже для младших школьников, подготавливая основу для драматизации, в которой дети смогут координировать игровые действия с партнером и упражняться в диалогах, которые позаимствовали в литературных произведениях.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot