Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Активные методы обучения как средство повышения познавательного интереса школьников

Определение 1

Активные методы обучения – это методы реализации деятельности учащимся, носящие продуктивную ориентацию, творческую направленность и поисковый характер.

Методы активного обучения побуждают учащихся к активной деятельности, активному познанию. Такие методы мотивируют на познание, возбуждают познавательный интерес.

Познавательный интерес – это потребность личности в знаниях, сформированное желание постигать процесс овладения знаниями из разных областей жизнедеятельности.

Познавательный интерес является важным условием развития мотивации к обучению и развитию. Потому, его формированию уделяется особенное внимание в образовательном процессе на любом уровне и этапе обучения.

Организация активного обучения

Активное обучение – это организация учебной работы, основанная на постановке учащегося в активную субъектную позицию с применением различных методов и средств реализации образовательной деятельности.

Активное обучение опирается на использование таких методов обучения, которые позволяют учащимся самостоятельно добывать знания и развивать навыки практической деятельности в разных областях. Для этого применяются методы активного обучения. Таковыми являются:

Методы активного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Методы активного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Организация активного обучения предполагает применение активных методов на разных этапах учебного занятия. Активное обучение предполагает реализацию в образовательном процессе следующих задач:

«Активные методы обучения как средство повышения познавательного интереса школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Подчинение учебной работы, образовательного процесса педагогу, направлениям его работы и воздействию.
  2. Включение в активную работу каждого учащегося, независимо от его уровня развития, познавательных навыков и подготовленности.
  3. Обеспечение контроля и анализа образовательной деятельности на всех ее этапах.
  4. Реализация учебных функций каждым учащимся: происходит теоретическое познание, практическая отработка материала, условия его использования, постигаются методы и средства познавательной деятельности, саморазвития и самоутверждения в образовательном процессе.
  5. Развитие у учащихся активной жизненной позиции.
  6. Формирование навыков исследовательской деятельности.
  7. Формирование у учащихся деловых личностных качеств: адаптация к новым условиям, командное взаимодействие, установление контактов, аргументация, отстаивание своего мнения и позиции, навыки планирования и прогнозирования, анализа и оценки.

Активное обучение организуется таким образом, чтобы направить работу каждого учащегося на самопознание и саморазвитие, сформировать у него навыки самообучения. Иными словами, формируются основы научно-организованной самостоятельной познавательной деятельности.

Активное обучение предполагает формирование диалога между педагогом и учащимися. педагог выступает в роли наставника. Он не является авторитетом, единственным субъектом образовательного процесса. Каждый учащийся – субъект обучения, проявляющий активность в постановке целей обучения, выборе содержания образования, методов и средств его реализации.

Использование активных методов и приемов обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Использование активных методов и приемов обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Активное обучение опирается на индивидуальность его реализации. Оно характеризуется гибкостью т.е. может подстраиваться под запросы и потребности учащихся и дает каждому возможность выбора самостоятельного образовательного пути развития.

Кроме того, активное обучение опирается на принцип сотрудничества т.е. оно реализуется на основании взаимопомощи, доверия, поддержки педагогом каждого учащегося, принятии педагогом каждого учащегося в качестве субъекта обучения и оказании ему доверия в выборе собственного образовательного пути, а также доверии учащихся к педагогу. Обе стороны, в данном случае, сотрудничают в едином направлении, ориентируясь на достижение общей цели.

Замечание 1

Активное обучение организуется таким образом, что становится мотивом учащихся к познанию и развитию.

Применяемые методы активного обучения являются основой познавательной мотивации учащихся.

Основные характеристики методов активного обучения

Выступая основой развития познавательного интереса учащихся, активные методы обучения имеют свои особенности. Они придают образовательной деятельности определенный характер. Он отражается следующими параметрами:

  1. Проблемный характер. Методы дают обучению проблемную направленность. Она предполагает постановку перед учащимися конкретной проблемы, которую необходимо разрешить для получения знания или навыка деятельности. познание реализуется в ходе решения проблемной ситуации;
  2. Адекватность использования. Активные методы обучения должны иметь возможность применения в конкретных педагогических условиях, на конкретном этапе обучения;
  3. Индивидуальный характер. Обучение организуется с учетом индивидуальных параметров развития отдельного учащегося, избранного им образовательного маршрута;
  4. Опора на принцип взаимообучения. Использование методов активного обучения связано с получением знаний всеми участниками образования. Это касается и педагога и учащихся. Все учатся друг у друга, на личном опыте, личных ошибках, а также опыте и ошибках других;
  5. Исследовательского характера познания. Обучение предполагает исследование разных процессов, объектов и явлений, разных сторон их развития. Постигаются методы реализации исследовательской деятельности;
  6. Непосредственность обучения. Обучение, опирающееся на активные методы, опирается на принцип сотрудничества т.е. педагог сотрудничает с учащимися в ходе познания. Он направляет их самостоятельное обучение;
  7. Мотивационный характер обучения. В обучении применяются разные мотивационные средства, формирующие потребность к познанию, стимулы к добыванию знаний и совершенствованию навыков.

Методы активного обучения носят имитационный характер, т.е. они связаны с имитацией конкретной ситуации, процесса. Как правило, имитация применяется в игровых методах обучения.

Кроме того, методы активного обучения имеют дискуссионную направленность т.е. они опираются на живое общение, взаимодействие всех участников познания. При таком взаимодействии принимаются решения, находятся ответы на различные учебные вопросы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot