Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

ФГОС педагогического процесса

Предназначение ФГОС

Определение 1

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это комплекс обязательных требований, предъявляемых к системе образования на определенном уровне, которые утвердил федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функцию выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в области образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего или профессионального образования, учитывая различные формы обучения, образовательные технологии и особенности отдельных категорий учеников.

Структура ФГОС

Каждым стандартом, на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ предполагается 3 типа требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе, соотношение частей основной образовательной программы с их объемами, а также соотношение обязательной части основной образовательной программы и вариативной, формируемой самими участниками образовательной деятельности;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и другим условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Высшим образованием должен быть выработан у студентов ряд общекультурных и профессиональных компетенций.

Особенности организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

В связи с тем, что были введены ФГОС ДО, изменения затронули и подходы к организации образовательного процесса в ДОУ.

К особенностям современного образовательного процесса относят три компонента:

«ФГОС педагогического процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
  • характер взаимодействия педагога и детей;
  • содержание образовательной деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение предполагает:

  • построение образовательной системы на основании индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого учащегося;
  • необходимость учитывать этнокультурную ситуацию развития учащихся;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие и психологическую комфортность детей-дошкольников;
  • оценивать с педагогической точки зрения индивидуальное развитие, то есть проводить педагогическую диагностику, направленную, в первую очередь, на определение наличия условий для развития детей, соответствующих особенностям их возраста и возможностям;
  • поддерживать инициативу и активность детей при выполнении разных видов деятельности, помогать ему самоутверждаться и самовыражаться;
  • достижения дошкольников определяет не сумма конкретных знаний, умений и навыков, а совокупность личностных качеств;
  • в целевых ориентирах отражены согласованные ожидания общества о дошкольном детстве, представляющие своего рода возрастной портрет ребенка, который невозможно непосредственно применить к отдельному ребенку.

В ФГРС выделено несколько типов взаимодействия педагога с детьми: личностно-развивающее и гуманистическое, а также провозглашено изменение способов организации видов детской деятельности: руководство взрослого заменяется совместной, то есть партнерской деятельностью взрослого с детьми.

Задачи и особенности образовательного процесса:

  • обеспечивать вариативность и разнообразие содержания образовательной деятельности;
  • осуществлять образовательную деятельность на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ;
  • реализовывать Программы в формах, специфических для дошкольника, в формате игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческая активность, обеспечивающая художественно-эстетическое развитие ребенка;
  • приоритет игр в качестве ведущего вида деятельности дошкольника;
  • возрастание адекватности дошкольного образования, включающая соответствие требования, условий, методов возрасту и особенностям развития детей, обучение их в специфических детских видах деятельности;
  • повышение роли семьи во взаимодействии с дошкольным образовательным учреждением, родители включаются в непосредственную образовательную деятельность, поддержка образовательных семейных инициатив;
  • организация развивающей предметно-пространственной среды в качестве наиболее важного условия успешной реализации ФГОС ДО.

Формы взаимодействия педагогов с детьми

Из-за обновления содержания дошкольного образования, актуальность приобретают новые формы взаимодействия педагогов с детьми, которые ориентируются преимущественно:

  • на индивидуальные личностные особенности и возрастные возможности детей;
  • на поддержание инициативы детей в разных типах деятельности;
  • на признание ребенка в качестве полноценного участника, то есть субъекта образовательных отношений.

Одна из наиболее распространенных форм взаимодействия педагога с воспитанниками – образовательная ситуация. Образовательную ситуацию планируют и организуют педагоги, чтобы решить задачи развития, воспитания и обучения детей. Наиболее часто образовательные ситуации бывают интегрированного характера, так как состоят из задач, реализующихся в различных типах деятельности по одной теме.

Образовательные ситуации используют также во время непосредственно организованной образовательной деятельности. Основные задачи – сформировать у детей-дошкольников новые умения и представления в разных видах деятельности, обобщить знания по теме.

Образовательные ситуации можно включать в образовательную деятельность в режимных моментах. Основные задачи – закрепить имеющиеся знания и умения у воспитанников, применять их в новых условиях, осваивать новые способы деятельности.

Таким образом, ФГОС педагогического процесса выполняет функцию распределения нагрузки по обязательной и вариативной частям программы основного общего образования.

Дата последнего обновления статьи: 25.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot