Предназначение ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это комплекс обязательных требований, предъявляемых к системе образования на определенном уровне, которые утвердил федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функцию выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в области образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- целостность образовательного пространства РФ;
- преемственность основных образовательных программ на всех ступенях образования (от дошкольного до высшего профессионального образования);
- духовно-нравственное развитие и воспитание.
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего или профессионального образования, учитывая различные формы обучения, образовательные технологии и особенности отдельных категорий учеников.
Структура ФГОС
Каждым стандартом, на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ предполагается 3 типа требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе, соотношение частей основной образовательной программы с их объемами, а также соотношение обязательной части основной образовательной программы и вариативной, формируемой самими участниками образовательной деятельности;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и другим условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Высшим образованием должен быть выработан у студентов ряд общекультурных и профессиональных компетенций.
Особенности организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
В связи с тем, что были введены ФГОС ДО, изменения затронули и подходы к организации образовательного процесса в ДОУ.
К особенностям современного образовательного процесса относят три компонента:
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
- характер взаимодействия педагога и детей;
- содержание образовательной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает:
- построение образовательной системы на основании индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого учащегося;
- необходимость учитывать этнокультурную ситуацию развития учащихся;
- обеспечивать эмоциональное благополучие и психологическую комфортность детей-дошкольников;
- оценивать с педагогической точки зрения индивидуальное развитие, то есть проводить педагогическую диагностику, направленную, в первую очередь, на определение наличия условий для развития детей, соответствующих особенностям их возраста и возможностям;
- поддерживать инициативу и активность детей при выполнении разных видов деятельности, помогать ему самоутверждаться и самовыражаться;
- достижения дошкольников определяет не сумма конкретных знаний, умений и навыков, а совокупность личностных качеств;
- в целевых ориентирах отражены согласованные ожидания общества о дошкольном детстве, представляющие своего рода возрастной портрет ребенка, который невозможно непосредственно применить к отдельному ребенку.
В ФГРС выделено несколько типов взаимодействия педагога с детьми: личностно-развивающее и гуманистическое, а также провозглашено изменение способов организации видов детской деятельности: руководство взрослого заменяется совместной, то есть партнерской деятельностью взрослого с детьми.
Задачи и особенности образовательного процесса:
- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания образовательной деятельности;
- осуществлять образовательную деятельность на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ;
- реализовывать Программы в формах, специфических для дошкольника, в формате игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческая активность, обеспечивающая художественно-эстетическое развитие ребенка;
- приоритет игр в качестве ведущего вида деятельности дошкольника;
- возрастание адекватности дошкольного образования, включающая соответствие требования, условий, методов возрасту и особенностям развития детей, обучение их в специфических детских видах деятельности;
- повышение роли семьи во взаимодействии с дошкольным образовательным учреждением, родители включаются в непосредственную образовательную деятельность, поддержка образовательных семейных инициатив;
- организация развивающей предметно-пространственной среды в качестве наиболее важного условия успешной реализации ФГОС ДО.
Формы взаимодействия педагогов с детьми
Из-за обновления содержания дошкольного образования, актуальность приобретают новые формы взаимодействия педагогов с детьми, которые ориентируются преимущественно:
- на индивидуальные личностные особенности и возрастные возможности детей;
- на поддержание инициативы детей в разных типах деятельности;
- на признание ребенка в качестве полноценного участника, то есть субъекта образовательных отношений.
Одна из наиболее распространенных форм взаимодействия педагога с воспитанниками – образовательная ситуация. Образовательную ситуацию планируют и организуют педагоги, чтобы решить задачи развития, воспитания и обучения детей. Наиболее часто образовательные ситуации бывают интегрированного характера, так как состоят из задач, реализующихся в различных типах деятельности по одной теме.
Образовательные ситуации используют также во время непосредственно организованной образовательной деятельности. Основные задачи – сформировать у детей-дошкольников новые умения и представления в разных видах деятельности, обобщить знания по теме.
Образовательные ситуации можно включать в образовательную деятельность в режимных моментах. Основные задачи – закрепить имеющиеся знания и умения у воспитанников, применять их в новых условиях, осваивать новые способы деятельности.
Таким образом, ФГОС педагогического процесса выполняет функцию распределения нагрузки по обязательной и вариативной частям программы основного общего образования.