Понятие и сущность ИАО
В настоящее время в педагогике выделяют следующие модели обучения:
- Пассивная – учащийся выступает в качестве объекта обучения. Во время учебного занятия ученик только смотрит и слушает.
- Активная – учащийся является субъектом обучения. На учебных занятиях ученики выполняют самостоятельную работу, творческие задания и т.д.
- Интерактивная – процесс равного взаимодействия ученика и педагога в процессе обучения. Учащийся является равноправным и активным участником педагогического процесса.
В настоящее время интерактивный метод обучения активно внедряется в образовательный процесс, так как он показывает высокие результаты.
Интерактивное обучение – это современная форма обучения, состоящая в такой организации учебного процесса, при которой все участники выполняют активную роль и взаимодействуют друг с другом
Помимо применения интерактивного обучения в школах, он так же пользуется большой популярностью в институтах, колледжах, на разнообразных курсах и тренингах. Это связано с тем, что данный метод позволяет не только лучше усвоить знания, но значительно расширить свои личностные навыки и характеристики. Использование интерактивного обучения не ограничено какими-либо рамками. Он в равной степени может быть применим как на учебном занятии в классе или группе, так и организован посредством интернет или телефонной связи.
Особенность интерактивного метода обучения заключается в том, что он предусматривает моделирование разнообразных жизненных ситуаций, организацию ролевых игр, что позволяет решать задачи и искать выход сообща. Доминирование одного из участников или идее не допускается. Основной интерактивного метода выступает гуманистический и демократический подход к процессу обучения.
Таким образом, интерактивное обучение предусматривает такую организацию образовательного процесса, при которой все учащиеся вовлекаются в процесс. Интерактивное обучение основано на коллективном и взаимодополняющем взаимодействии всех учащихся.
Сущность интерактивного обучения – это вовлечение всех без исключения учащихся в процесс познания. Учебное занятие организовано таким образом, что ученики не имеют возможность не принять участие в нем. От вклада каждого учащегося зависит достижение общей цели занятия. Вовлечение каждого учащегося так же достигается за счет того, что занятие происходит в доброжелательной атмосфере, каждый может рассчитывать на поддержку как педагога, так и одноклассников. Все это позволяет не только получать новые знания, но и развивает познавательную активность, повышает самооценку ребенка, настраивает его на дальнейшее обучение, способствует формированию навыков работы в команде.
Интерактивное обучение предусматривает организацию диалога между всеми участниками процесса. Диалог подразумевает не просто общение на заданную тему, а предполагает наличие определенной проблемы, которая заранее поставлена педагогом. Во время решения проблемы, нахождения путей выхода из проблемной ситуации, учащиеся не только закрепляют пройденный ранее учебный материал, но и учатся находить сообщая новую информацию, постигать ее, а также значительно расширяют свои коммуникативные навыки и умения.
В интерактивном методе обучения принято выделять следующие компоненты (стороны):
- содержательный компонент (чему необходимо учить);
- процессуальный компонент (как следует учить);
- мотивационный компонент (как правильно активизировать и направить деятельность учащихся на получение знаний);
- организационный компонент (как правильно структурировать и организовать деятельность учащихся и педагога).
Таким образом, под интерактивным обучением понимается система эффективной организации процесса взаимодействия между учащимися и педагогом, направленная на получение знаний, развитие познавательной активности и навыков коммуникации.
Этапы технологии интерактивного обучения
Интерактивное обучение подразумевает наличие следующих основных этапов
Этап ориентации. На данном этапе осуществляется подготовка участников образовательного процесса. Педагог совместно с учащимися рассчитывает необходимое время и режим работы, ставят цели и задачи занятия, формулируют учебную проблему. После этого педагог объясняет детям алгоритм действий, в случае если занятие проводится в игровой форме, то дается краткий обзор правил и хода игры, раздаются необходимые материалы и инструменты.
Этап подготовки к проведению занятия – на данном этапе учащиеся занимаются изучением инструкций, знакомятся с проблемной ситуацией, а также с материалами, с которым предстоит работа. Параллельно педагог кратко излагает сценарий занятия, при необходимости распределяет роли, повторно озвучивает правила и уточняет нюансы.
Кроме того, на данном этапе ученики собирают необходимую дополнительную информацию, в случае затруднений или сомнений консультируются с педагогом, обсуждают между собой процесс и содержание занятия (игры). После того как всем участников учебного процесса понятна цель, содержание, правила и ясна проблемы, осуществляется непосредственно проведение интерактивного занятия. Чаще всего это игровой процесс. С того момента, как началось занятие, никто не имеет права изменять его ход или вмешиваться в действие участников. Только педагог может при необходимости корректировать или направлять учащихся. Участие педагога в интерактивном занятии сводится к минимуму, его основная задача – наблюдение. В случае, если у учеников возникают трудности, то они могут прибегнуть к помощи педагога. Педагог ни в коем случае не должен напрямую решать задачу или давать явные намеки на решение проблемы, он может только указать направление, в котором необходимо двигаться, чтобы достичь цели.
Этап обсуждения, анализа и оценки проведенного занятия. Педагог проводит обсуждение, в ходе которого участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу решения проблемы трудностях, идеях, приходивших в голову.
Применение интерактивного обучения позволяет педагогу соединить деятельность каждого участника, связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение. Это достигается за счет того, что в процессе интерактивного занятия возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа – группа.