Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся

Замечание 1

Современный гуманистический подход к образованию и воспитанию личности ребенка предполагает его всестороннее развитие. Одним из определяющих факторов полноценного развития, учащегося является степень его самостоятельности.

Цели, задачи и функции самостоятельной работы учащихся

Цель самостоятельной работы учащегося – это научить ученика самостоятельно и осмысленно выполнять задания путем подбора материала, использования своих знаний и т.д.

Общие задачи самостоятельной работы учащихся состоят в следующем:

  • научить учеников самостоятельной работе с источниками информации;
  • научить применять знания, полученные в процессе обучения, в ходе выполнения самостоятельных заданий;
  • формировать мышление, направленное на выполнение самостоятельных работ.

К частным задачам самостоятельной работы учащихся относят:

  • формирование умения составления плана (алгоритма) выполнения самостоятельного задания;
  • формирование навыка пользования собственными записями, конспектами и т.д.;
  • формирование знаний, которые позволят ученику решать типовые задания;
  • создание предпосылок для последующей творческой и исследовательской работы.

Функции самостоятельной работы учащихся:

  1. Образовательная (усвоение и закрепление учебного материала, систематизация знаний).
  2. Развивающая (развитие мышления, памяти, речи и т.д.)
  3. Воспитательная (формирование устойчивого мотива к процессу обучения и получению знаний, навыков самоорганизации и самоконтроля и т.п.).

Виды самостоятельной работы учащихся

Различают следующие виды самостоятельной работы учащихся:

  1. Обучающие самостоятельные работы – это самостоятельное выполнений заданий, которые дает учитель. Цель работы: развитие интереса к учебному материалу, привлечение учеников к работе на уроке.
  2. Тренировочные самостоятельные работы – это работы, направленные на применение ранее пройденного материала в процессе выполнения задания (не большие проверочные работы, тесты и т.п.). В основном состоят из однотипных и односложных заданий. Цель: научиться применять полученные знания, закрепление пройденного материала.
  3. Закрепляющие самостоятельные работы – это самостоятельные работы, которые состоят из нескольких заданий (самостоятельные и контрольные работы, дидактические задания и т.п.). Цель: формирование умения применять комплексно пройденный материал.
  4. Повторительные (обзорные или тематические работы). Цель: повтор пройденного материала.
  5. Творческие самостоятельные работы – задания творческого характера (эссе, рефераты, доклады и т.д.), выполняемые учеником самостоятельно. Цель: научение самостоятельному поиску, систематизации и обработки материала по заданной теме.
  6. Самостоятельные работы развивающего характера подготовка к олимпиадам, конференциям и т.д. Цель: исследовательская деятельность.
  7. Контрольные самостоятельные работы – различного рода контрольные работы, по итогам пройденной темы, проверка знаний на содержание и объем, проверка навыков применения знаний и т.п. Цель: контроль знаний.
«Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

Существуют и иные классификации видов и типов самостоятельных работ (по количеству участников, по типу заданий и т.д.). Несмотря на различные классификации, цель самостоятельной работы учащихся остается неизменной.

Принципы и условия организации самостоятельной работы учащихся

Основная задача организации самостоятельной работы учащихся заключается в создании педагогических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.

Эффективность самостоятельной работы учащихся во многом зависит от созданных педагогических условий.

Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся:

  • Использование и включение в образовательный процесс актуальных и современных дидактических средств.
  • Проведение контрольных процедур, направленных на повышение эффективности самостоятельной работы учащихся.
  • Создание оптимальных условий для осуществления учащимися самостоятельной исследовательской, творческой и поисковой деятельности.
  • Учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ученика.
  • Оптимальное сочетание самостоятельной работы учащихся и совместной с учителем работы.
  • Соблюдение методических правил организации учебного процесса.
  • Обеспечение учащихся необходимыми методическими и учебными материалами, для организации полноценного образовательного процесса.
  • Обеспечение контроля выполнения самостоятельной работы учащимися.

При организации самостоятельной работы учащихся педагог должен соблюдать следующие требования:

  1. Разработанная система самостоятельных работ должна полностью соответствовать поставленным целям (получение знаний, развитие и формирование умений, способностей учащихся и т.д.).
  2. Предложенные задания для самостоятельной работы должны быть доступны и понятны ученикам, связаны с теорией и практикой, опираться на пройденный материал.
  3. Разработанные учителем задания должны быть интересны, разнообразны по цели и содержанию. Они должны побуждать ученика не на простое механическое выполнение, а на проявление творческого подхода к поиску решения.
  4. Последовательность. Самостоятельные работы должны быть четко внесены в учебный график и чередоваться с классными и домашними работами. Дополнять иные работы, подготавливать почву для новых знаний и т.п.

Таким образом, соблюдение педагогических условий организации самостоятельной работы учащихся гарантирует формирование прочной мотивации к учебе, способствует получению учеником навыков самообразования, самоконтроля и самоорганизации в учебном процессе.

Дата последнего обновления статьи: 15.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot