Педагогическая задача – это осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.
Основные этапы решения педагогических задач
Все педагогические задача, вне зависимости от типа, класса и уровня сложности, обладают одним общим свойством, которое связано с тем, что данные задачи являются задачами социального управления. Именно поэтому процедура решения педагогических задач основана на том, что достижение цели осуществляется в результате решения частных практических и познавательных задач. Каждая частная задача – это этап решения всей педагогической задачи.
Выделяют четыре основных этапа решения педагогических задач:
- Анализ педагогической ситуации, ее основных условий, постановка педагогической задачи.
- Осуществление конструирования способов и методов педагогического воздействия и взаимодействия.
- Составление плана решения педагогической задачи, внедрение данного плана в практику.
- Получение и оформление полученных результатов решения педагогической задачи, осуществление его анализа.
Способы решения педагогических задач
Решение педагогических задач предусматривает применение ряда способов.
Способы решения педагогической задачи – это определенная система, состоящая из последовательных процедур, осуществление которых приводит к решению поставленной задачи.
Способ решения задачи может иметь два вида: алгоритмический и неалгоритмический. Выбор способа зависит степени строгости детерминации предстоящих операций.
Необходимо отметить, что решение педагогической задачи не всегда единственно, может быть найдено несколько решений. Количество решений каждой задачи зависит от профессионализма и мастерства педагога.
Ряд педагогических задач требует от педагога творческого подхода, в связи с чем, сложно подобрать строго установленные алгоритмы их решения.
Реализация способа решения педагогической задачи начинается и оканчивается в ориентировочной части. В том случае, если реализация способа выходит за рамки данной части, то процесс решения является неоконченным. Именно поэтому исследователи в области изучения сущности педагогических задач выделяют в системе решения последовательные действия, которые принято называть «анализ решения педагогической задачи».
Одним из важнейших компонентов и характеристик решения педагогических задач являются их результаты. Так, при решении педагогической задачи необходимо помнить, что не всегда результат решения будет прямым и точным, допустимо получение побочного результата, который является соотношением результатов воспитательного и предметного. В ряде случаев побочный результат не всегда желателен, так как он может негативно сказаться на течении педагогического процесса, а также нарушить педагогически необходимые и целесообразные взаимоотношения между участниками педагогического процесса.
Процесс решения педагогических задач
Со «способом решения» тесно связано понятие «процесса решения» педагогической задачи.
Процесс решения педагогической задачи – творческий процесс, предусматривающий этапность и взаимопереход диалектики теоретического и практического мышления.
Первоначально осуществляется анализ педагогической ситуации, который включает в себя совокупность операций, заканчивающихся выработкой необходимых диагностических решений (диагностик).
Диагностика педагогической ситуации включает в себя два вида диагностики: индивидуальная и групповая. Диагностике подвергаются поступки учащихся, как отдельной личности, так и всего коллектива. На основании диагностики осуществляется прогноз результатов воспитания и обучения, возможность возникновения разнообразных сложностей, как со стороны учащихся, так и со стороны педагога.
Процесс решения педагогической задачи имеет определенную схему, которая была описана многими учеными и педагогами. Одной из наиболее общепризнанных схем, является схема, предложенная Л.Ф Спириным:
- Осуществление анализа педагогической ситуации – оценка исходных условий, объяснение педагогических условий, выработка диагностических методов, проведение диагностики (индивидуально и всего коллектива), прогноз результатов, предвидение возникновения трудностей педагогического процесса.
- Постановка цели и планирование результатов – на основании проведенного анализа педагогической ситуации, с использованием имеющихся средств и исходных предположений формулирование цели и предполагаемых результатов ее достижения.
- Организация и реализация педагогического процесса – обоснование и выбор разнообразных видов деятельности учащихся, осуществление педагогического управления действиями учащихся (воспитанников).
- Корректировка – осуществление оценки реализованного педагогического процесса, выявление успешности или неуспешности в его реализации, при необходимости проведение его корректировки.
- Итоговый контроль и анализ полученных результатов - сопоставление полученных и предполагаемых результатов, их учет с исходными данными, анализ эффективности и целесообразности применяемых методов, средств и форм организации воспитательно-образовательной работы.
Решение каждой педагогической задачи должно оканчиваться выдвижением теоретического обоснования осуществленного решения и полученного решения, а также на их основании постановка новой педагогической задачи.
Таким образом, схема решения педагогической задачи включает в себя не только процесс решения поставленной задачи, но и осуществление анализа полученного результата. Это необходимо для того, чтобы педагог мог понять и в дальнейшем исправить ошибки или недочеты. Данная работа положительно сказывается не только на последующем разрешении педагогических задач, но и позволяет педагогу значительно повысить свой профессионализм и мастерство, получить собственный практический опыт решения разнообразных задач.