Сущность формирования социально безопасного поведения младших школьников средствами электронного учебного курса
Социальная безопасность – это состояние защищенности личности или определенной социальной группы, от общих угроз, способных нарушить жизненно важные для них интересы, права или свободы.
Социально безопасное поведение – это поведение, которое полностью соответствует установленным в обществе правилам и нормам, ведущим к успешной социализации личности, отсутствию угроз и напряженности разнообразной природы, как к окружающим, так и к самому себе, а также же формирование у личности конструктивного поведения.
Формирование социального безопасного поведения является одним из важнейших компонентов воспитательно-образовательного процесса, реализуемого в рамках учебного заведения. Данный компонент направлен на воспитание личности, которая будет способна действовать в различных условиях, в том числе и в непредсказуемых; стремиться к самосовершенствованию, самообразованию и самовоспитанию, а также к выявлению у себя возможностей и их реализацию.
В традиционной школе, формирование социально безопасного поведения осуществляется в рамках ряда учебных курсов:
- ОБЖ,
- экологии, валеологии.
Современные образовательные стандарты, предусматривают разработку специального учебного курса, который будет направлен непосредственно на формирование у детей младшего школьного возраста социального безопасного поведения. Данный курс не входит в учебную программу, в связи с чем, он разработан и представлен в электронном виде. Его освоение осуществляется учащимися самостоятельно в рамках домашнего задания или во время внеурочной деятельности.
Основу содержания электронного учебного курса, направленного на формирования социально безопасного поведения учащихся начальной школы составляет культура безопасности, интегрирующая и объединяющая в себе усилия всех педагогов образовательного процесса, по подготовке учащихся к жизни в современном социуме.
Таким образом, формирование социально безопасного поведения является важным этапом педагогического процесса, в рамках которого осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в личности учащихся.
Процесс формирования социально безопасного поведения обоснованно осуществляется именно в период обучения детей в начальной школе. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте происходит освоение детьми культуры социально безопасного поведения. Основной целью взрослых (родителей и педагогов) является обучить детей навыкам социального безопасного поведения. Объясняется это тем, что в младшем школьном возрасте дети начинают активно взаимодействовать с окружающим миром, они имеют больше свободы, нежели в дошкольный период. Важно научить их рационально пользоваться данной свободой, быть осторожными и т.д. Все эти знания, умения и навыки дети младшего школьного возраста приобретают в процесс формирования социально безопасного поведения.
Формирование социально безопасного поведения детей младшего школьного возраста как функция педагогического процесса
Формирование социально безопасного поведения у детей младшего школьного возраста является одной из главных функций педагогического процесса. Она реализуется в виде постоянного влияния данного процесса на уровень подготовки учащихся к преодолению и устранению разнообразных опасных для жизни факторов.
Реализация данной функции осуществляется в рамках всех учебных предметов, с использованием различных методов, средств и приемов. Ее непосредственное осуществление в первую очередь связано с содержанием воспитания и обучения.
В процессе обучения дети овладевают знаниями из различных научных областей. Данные знания имеют значение и для формирования социально безопасного поведения детей младшего школьного возраста. Зная свойства предметов и особенности течения разнообразных явлений, дети могут быть готовы к профилактике рисков в рамках взаимодействия с окружающим социумом.
Культура социально безопасного поведения помимо учебных дисциплин, осуществляется и во внеурочной деятельности, посредством ознакомления детей с различными мировоззренческими идеями, эстетическими и нравственными ценностями, а также в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.
Особую значимость в этом процессе имеют разнообразные электронные ресурсы. Связано это с тем, что современные дети проявляют значительный интерес к информационным технологиям. Поэтом специально разработанные электронные курсы по формированию социально безопасного поведения у детей младшего школьного возраста пользуются большой популярностью. Данные курсы используются как самостоятельные средства, так и в качестве вспомогательных.
Принципы и условия формирования социального безопасного поведения
Основным принципом организации формирования социально безопасного поведения детей младшего школьного возраста, является ориентирование детей на систематизацию присвоения и использования социально безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь.
Принцип основан на традиционных педагогических принципах и должен быть на вооружение всех педагогов образовательного учреждения, в первую очередь тех, кто реализует формирование социально безопасного поведения.
Данный принцип необходимо отличать от педагогического принципа безопасности, ориентирующего педагога на создание безопасных условий в рамках реализуемого воспитательно-образовательного процесса. Отличительной особенностью является то, что принцип формирования социально безопасного поведения предполагает использование опасных ситуаций для формирования у учащихся опыта деятельности в таких ситуациях.
Таким образом, формирование социально безопасного поведения у младших школьников является педагогическим условием их включения в жизнь, формирования у них готовности действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, а также стремления к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.