Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Цель и содержание как элементы педагогической системы

Понятие и содержание педагогической системы

Определение 1

Педагогическая система — это комплекс взаимосвязанных между собой методов, средств, приемов и факторов, направленных на достижение цели по развитию человека.

В настоящее время в педагогической системе выделяют шесть основных элементов:

  1. Учащиеся
  2. Цели (обучения или воспитании)
  3. Содержание (воспитания или обучения)
  4. Дидактические (педагогические) процессы
  5. Педагога и необходимое оборудование для обучения (воспитания)
  6. Формы (методы, приемы, средства, технологии) педагогической деятельности

Кроме того, принято выделять следующие компоненты педагогической системы:

  • деятельность педагога и учащихся (воспитанников)
  • управленческая деятельность администрации образовательной организации и непосредственно самого педагога
  • педагогические средства, методы, формы, технологии и приемы.

Педагогическая система функционирует на основании следующих принципов:

  1. Оптимальность выбранных методов, средств и приемов обучения (воспитания)
  2. Структурированность отдельных частей системы, их упорядоченность и классификация
  3. Функциональность каждого из элементов системы, регулирующего взаимоотношения в рамках данной системы
  4. Интегративность элементов, образующих систему, способность сохранять индивидуальность, но при этом эффективно функционировать в виде целого

В качестве одной из особенностей современной педагогики, как науки можно назвать всестороннее и комплексное рассмотрение педагогической деятельности, с учетом обширного круга ее внутренних взаимоотношений и внешней сопряженности системы.

При рассмотрении объекта педагогической системы, его принято выделять как совокупность явления, процесса и отношений, то есть в виде чего-то целого.

Замечание 1

По своей структуре и содержанию педагогическая система является динамической, так как взаимоотношения между ее составными элементами постоянно изменяются.

«Цель и содержание как элементы педагогической системы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Педагогические системы принято рассматривать на трех уровнях:

  1. Макроуровень – педагогическая система является государственно-общественной системой воспитания и обучения. Представлена федеральными или региональными системами образования.
  2. Мезоуровень – педагогическая система отдельной образовательной организации или определенного социального института, реализующего педагогические цели. Представлена педагогической системой ДОУ, общеобразовательной школы, ВУЗа, СУЗа и т.д.
  3. Микроуровень – педагогическая система, реализуемая в виде авторской программы конкретного педагога, преследует поставленную им цель. Представлена педагогической системой педагога-предметника в средних классах общеобразовательной школы, воспитателя ДОУ и т.д.

Закономерность педагогической системы представлена взаимосвязью ее элементов, так как именно установленные между ними связи оказывают влияние на эффективность решения педагогических задач и успешность достижения поставленной педагогической цели.

Факторы, которые оказывают существенное влияние на управление процессом развития и становления личности учащихся, являются компонентами окружающей среды педагогической системы.

Важное влияние на эффективность функционирования педагогической системы оказывает взаимодействие ее элементов, а конкретно их внутренние и внешние связи, способствующие достижению определенных результатов педагогической деятельности.

По своей природе все педагогические системы являются относительно целостными и самостоятельными, порождающими процесс развития личности человека.

Замечание 2

Необходимо так же отметить, что наибольшее значение в развитии личности учащихся являются те педагогические системы, которые осуществляют непосредственный контакт с учащимися. Такими системами являются педагогические системы в семье или в школе. Основой данных систем выступает педагогический процесс.

Цель педагогической системы

Одним из важных элементов педагогической системы являются ее цели.

Так, если цель педагогической системы – формирование знаний, то педагогический процесс приобретает объяснительно-иллюстративный характер.

Если целью системы выступает формирование познавательного интереса и самостоятельности, то педагогический процесс приобретает проблемный характер.

В случае, если целью системы ставится развитие индивидуальных качеств и личности учащегося, то педагогический процесс становится проблемно-развивающим.

Замечание 3

Таким образом, цель, поставленная педагогической системой, оказывает влияние на характер педагогического процесса.

В настоящее время все чаще можно встретить мнение, что цель не следует относить к элементам педагогической системы. Это связано с тем, что цель системы сама по себе комплексная и состоит из двух компонентов: требований общества и функционирования системы.

Педагогические системы и происходящие в них процессы направлены на достижение определенных целей.

Замечание 4

Глобальные цели - это те, которые поставлены обществом, они трансформируются, соответственно изменяются и становятся актуальными целями педагогических систем, выражая требования общества к молодому поколению, к его членам.

Цели, которые реализуются в педагогических системах, образуют иерархию.

Иерархия целей выглядит следующим образом:

  1. цели общества (социальный порядок);
  2. общие цели функционирования системы образования;
  3. цели функционирования педагогической системы на разных уровнях ее проявления и существования;
  4. задачи педагогического процесса, протекающего в его элементарных формах (урок, урок, учебный акт, учебная мера).

Динамика отношений между целями:

  1. Глобальные цели управления (общества) способствуют формированию позиции личности, которая затем решительно влияет на задачи формирования личностных качеств, в любой сфере образования (умственной, трудовой, физической, моральной, эстетической).
  2. Элементарные цели. Дальнейшее развитие личностных качеств происходит на уровне элементарных целей педагогической системы, связанных с приобретением знаний, навыков и умений.
  3. Локальные цели педагогических систем: образовательная, развивающая, образовательная.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot