Проблема духовно-нравственного воспитания в современной системе образования
Духовно-нравственное воспитание – это процесс воздействия педагогов на личность воспитанника и его самовоспитание в целях формирования гармоничных свойств, привития ценностных идеалов и норм социального поведения, выработки нравственных ориентиров деятельности и их смыслового восприятия.
В настоящее время, процесс образования строится таким образом, чтобы воспитательный компонент пронизывал все его стороны и сферы. Однако, наметилась острая проблема нравственного развития учащихся, активизации их духовной сферы личности. Это вызвано тем, что образовательная программа уделяет приоритетное место получению знаний, а не развитию духовной сферы личности.
В настоящее время, приоритеты образования меняются. Воспитание становится важным процессом данной деятельности, поскольку, невозможно сформировать образованную личность, не понимающую смысла жизни, не владеющую культурным наследием и нравственными ориентирами деятельности.
Духовно-нравственное воспитание предполагает внедрение воспитательного компонента во все направления образовательной деятельности:
- Основная урочная деятельность.
- Внеурочная деятельность.
- Семейное воспитание.
- Внешкольная деятельность.
- Выполнение общественно-полезного труда.
Итогами духовно-нравственного воспитания должно стать формирование личности учащегося, наделенной стремлением к созиданию, культурному развитию и обогащению, гармонии, совершенству и красоте во всех сферах и направлениях деятельности.
Процесс познания не будет гармоничным и продуктивным, если он будет носить жесткий образовательный характер. Обучение и воспитание должны стоять на одной ступени и находится в гармонии, чтобы обеспечить полноценное, всестороннее развитие личности учащегося.
Духовно-нравственное воспитание актуально начинать в младшем школьном возрасте.
- Во-первых, этот период является сензитивным для выработки нравственных ориентиров учащихся.
- Во-вторых, гармоничное развитие личности должно сопровождать весь учебный процесс. Если не включить духовно-нравственное воспитание в программу начального школьного обучение, то его дальнейшее включение в образовательный процесс будет безрезультатным.
Актуальность духовно-нравственного воспитания обусловлена тем, что познавательное развитие учащегося, его профессиональное становление не будет иметь смысла без развитой духовности и нравственности личности.
Современное духовно-нравственное воспитание младших школьников ориентировано на решение следующих задач:
- Воспитание уважительного отношения к культурному и историческому национальному наследию;
- Обеспечение исторической преемственности поколений;
- Развитие духовно-нравственных свойств личности учащегося;
- Активизация творческого начала личности;
- Воспитание целостного мировосприятия и миропонимания;
- Воспитание культуры здорового образа жизни;
- Воспитание моральных основ жизнедеятельности;
- Формирование семейных ценностей;
- Развитие навыков положительного коммуникативного взаимодействия учащихся.
Формы воспитательной работы по развитию духовно-нравственных свойств личности младших школьников
Воспитательная работа по духовно-нравственному развитию учащихся начальной школы требует построения системного взаимодействия между школой, семьей, обществом и его институтами.
Она строится на основе единства интересов и направлений деятельности всех участников образовательной и воспитательной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников реализуется в следующих формах:
- Создание развивающего пространства. В учебном заведении формируется предметно-развивающее пространство, в котором учащиеся могут реализовать свой творческий потенциал, самоутвердиться, самовыразиться.
- Проведение тематических занятий. Предполагается организация классных часов по различным тематикам: вопросы уважительного отношения к старшим, формирование семейных ценностей, понятие «любовь», «дружба», «доброта» и т.д.
- Патриотическое воспитание. Предполагается включение в образовательную программу бесед о Родине, родном крае, изучение праздников, символики страны и т.д. Беседы могут быть включены в разные дисциплины. Например, окружающий мир или чтение, русский язык, музыка.
- Организация взаимодействия с родителями. Необходимо привлекать родителей к воспитанию детей. Строится единая направленность воспитательной деятельности, проводится повышение воспитательной компетентности родителей в области духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста.
- Организация взаимодействия с социальной сферой. Здесь, осуществляется проведение экскурсий по историческим местам города, музеям, галереям, памятным местам и т.д.
- Проведение этических бесед с учащимися. Педагоги знакомят детей с основами этики и нормами этического поведения.
- Организация выставок творческих работ детей.
- Знакомство учащихся с народным творчеством, народными праздниками, традициями, промыслами. Это помогает приобщить учащихся к своему народу, почувствовать себя частью единого национального пространства.
Этическая беседа как метод нравственного развития младшего школьника
Этическая беседа – это метод обсуждения какой-то темы, предполагающего активную позицию обоих сторон: воспитателя и воспитанника и, ориентированного на выражение своей точки зрения по поводу решения моральной, нравственной или духовной проблемы.
Этическая беседа ориентирована на анализ и обсуждение вопросов духовно-нравственного развития, проблем нравственных ориентиров деятельности и духовной сферы личности.
В ходе этической беседы происходит углубление духовно-нравственных знаний и реализуется выработка нравственных ориентиров деятельности. Нравственные взгляды и убеждения, формируемые в ходе этической беседы, приобретают осмысленный характер и укрепляются в форме нравственных установок.
Этическая беседа помогает учащимся сформировать верные выводы и суждения по конкретной теме духовно-нравственного развития.
Чтобы этическая беседа была продуктивной т.е. способствовала духовно-нравственному развитию младшего школьника, необходимо соблюдать следующие условия ее проведения:
- Проблемный характер беседы;
- Исключение готового сценария развития беседы;
- Предоставление возможности каждому учащемуся выразить свое мнение, свой взгляд на рассматриваемую проблему;
- Диалоговое взаимодействие в ходе беседы;
- Близость рассматриваемой проблемы реальному опыту учащихся;
- Педагог должен смотреть на проблему глазами младшего школьника. Это позволит понять его точку зрения и объяснить ее правильность или неправильность.