Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста

Проблема духовно-нравственного воспитания в современной системе образования

Духовно-нравственное воспитание – это процесс воздействия педагогов на личность воспитанника и его самовоспитание в целях формирования гармоничных свойств, привития ценностных идеалов и норм социального поведения, выработки нравственных ориентиров деятельности и их смыслового восприятия.

В настоящее время, процесс образования строится таким образом, чтобы воспитательный компонент пронизывал все его стороны и сферы. Однако, наметилась острая проблема нравственного развития учащихся, активизации их духовной сферы личности. Это вызвано тем, что образовательная программа уделяет приоритетное место получению знаний, а не развитию духовной сферы личности.

В настоящее время, приоритеты образования меняются. Воспитание становится важным процессом данной деятельности, поскольку, невозможно сформировать образованную личность, не понимающую смысла жизни, не владеющую культурным наследием и нравственными ориентирами деятельности.

Духовно-нравственное воспитание предполагает внедрение воспитательного компонента во все направления образовательной деятельности:

  1. Основная урочная деятельность.
  2. Внеурочная деятельность.
  3. Семейное воспитание.
  4. Внешкольная деятельность.
  5. Выполнение общественно-полезного труда.

Итогами духовно-нравственного воспитания должно стать формирование личности учащегося, наделенной стремлением к созиданию, культурному развитию и обогащению, гармонии, совершенству и красоте во всех сферах и направлениях деятельности.

Процесс познания не будет гармоничным и продуктивным, если он будет носить жесткий образовательный характер. Обучение и воспитание должны стоять на одной ступени и находится в гармонии, чтобы обеспечить полноценное, всестороннее развитие личности учащегося.

Духовно-нравственное воспитание актуально начинать в младшем школьном возрасте.

  • Во-первых, этот период является сензитивным для выработки нравственных ориентиров учащихся.
  • Во-вторых, гармоничное развитие личности должно сопровождать весь учебный процесс. Если не включить духовно-нравственное воспитание в программу начального школьного обучение, то его дальнейшее включение в образовательный процесс будет безрезультатным.
«Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Актуальность духовно-нравственного воспитания обусловлена тем, что познавательное развитие учащегося, его профессиональное становление не будет иметь смысла без развитой духовности и нравственности личности.

Современное духовно-нравственное воспитание младших школьников ориентировано на решение следующих задач:

  1. Воспитание уважительного отношения к культурному и историческому национальному наследию;
  2. Обеспечение исторической преемственности поколений;
  3. Развитие духовно-нравственных свойств личности учащегося;
  4. Активизация творческого начала личности;
  5. Воспитание целостного мировосприятия и миропонимания;
  6. Воспитание культуры здорового образа жизни;
  7. Воспитание моральных основ жизнедеятельности;
  8. Формирование семейных ценностей;
  9. Развитие навыков положительного коммуникативного взаимодействия учащихся.

Формы воспитательной работы по развитию духовно-нравственных свойств личности младших школьников

Воспитательная работа по духовно-нравственному развитию учащихся начальной школы требует построения системного взаимодействия между школой, семьей, обществом и его институтами.

Она строится на основе единства интересов и направлений деятельности всех участников образовательной и воспитательной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников реализуется в следующих формах:

  1. Создание развивающего пространства. В учебном заведении формируется предметно-развивающее пространство, в котором учащиеся могут реализовать свой творческий потенциал, самоутвердиться, самовыразиться.
  2. Проведение тематических занятий. Предполагается организация классных часов по различным тематикам: вопросы уважительного отношения к старшим, формирование семейных ценностей, понятие «любовь», «дружба», «доброта» и т.д.
  3. Патриотическое воспитание. Предполагается включение в образовательную программу бесед о Родине, родном крае, изучение праздников, символики страны и т.д. Беседы могут быть включены в разные дисциплины. Например, окружающий мир или чтение, русский язык, музыка.
  4. Организация взаимодействия с родителями. Необходимо привлекать родителей к воспитанию детей. Строится единая направленность воспитательной деятельности, проводится повышение воспитательной компетентности родителей в области духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста.
  5. Организация взаимодействия с социальной сферой. Здесь, осуществляется проведение экскурсий по историческим местам города, музеям, галереям, памятным местам и т.д.
  6. Проведение этических бесед с учащимися. Педагоги знакомят детей с основами этики и нормами этического поведения.
  7. Организация выставок творческих работ детей.
  8. Знакомство учащихся с народным творчеством, народными праздниками, традициями, промыслами. Это помогает приобщить учащихся к своему народу, почувствовать себя частью единого национального пространства.

Этическая беседа как метод нравственного развития младшего школьника

Определение 1

Этическая беседа – это метод обсуждения какой-то темы, предполагающего активную позицию обоих сторон: воспитателя и воспитанника и, ориентированного на выражение своей точки зрения по поводу решения моральной, нравственной или духовной проблемы.

Этическая беседа ориентирована на анализ и обсуждение вопросов духовно-нравственного развития, проблем нравственных ориентиров деятельности и духовной сферы личности.

В ходе этической беседы происходит углубление духовно-нравственных знаний и реализуется выработка нравственных ориентиров деятельности. Нравственные взгляды и убеждения, формируемые в ходе этической беседы, приобретают осмысленный характер и укрепляются в форме нравственных установок.

Этическая беседа помогает учащимся сформировать верные выводы и суждения по конкретной теме духовно-нравственного развития.

Чтобы этическая беседа была продуктивной т.е. способствовала духовно-нравственному развитию младшего школьника, необходимо соблюдать следующие условия ее проведения:

  1. Проблемный характер беседы;
  2. Исключение готового сценария развития беседы;
  3. Предоставление возможности каждому учащемуся выразить свое мнение, свой взгляд на рассматриваемую проблему;
  4. Диалоговое взаимодействие в ходе беседы;
  5. Близость рассматриваемой проблемы реальному опыту учащихся;
  6. Педагог должен смотреть на проблему глазами младшего школьника. Это позволит понять его точку зрения и объяснить ее правильность или неправильность.
Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot