Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Возрастные особенности нравственного воспитания детей

Определение 1

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащиеся получают информацию о духовно-нравственных нормах жизни, создаются условия для усвоения и принятия учащимися базовых национальных ценностей, а также освоения системы общечеловеческих и нравственных ценностей многонационального населения РФ.

Духовно-нравственное развитие детей протекает в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности и формирования способностей человека к оцениванию и сознательному выстраиванию на основании традиционных норм морали и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, государствам и всему миру.

Духовно-нравственное воспитание личности никогда не потеряет своей актуальности, а в современном мире приобретает особое значение. В научной литературе есть информация, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющая роль в ее возникновении отведена трудовой деятельности людей. В отсутствии взаимопомощи и определенного набора обязанностей относительно своего рода, человеку бы не удалось устоять против природы. Мораль является регулятором взаимоотношений между людьми. Основываясь на моральных нормах, люди помогают общественной жизнедеятельности. Общество же в свою очередь, поддерживая и распространяя определенную мораль, помогает формированию личности, соответствующей общественным идеалам.

О нравственности человека можно говорить только в том случае, если он ведет себя нравственно в связи со своими внутренними побуждениями, то есть потребностями, а в качестве контроля использует собственные убеждения и взгляды. Сущность нравственного воспитания заключается в выработке такого рода взглядов и убеждений.

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

О нравственности человека говорит его поведение, выражающееся в поступках.

Определение 2

Поступок – это какое-либо действие человека, рассматриваемое во взаимосвязи с его целями, мотивами и намерениями.

Нравственная ценность личности заключается в готовности утверждать этические общественные идеалы. Школа – основное звено в системе воспитания молодого поколения. Учебный процесс непосредственно взаимосвязан с духовно-нравственным воспитанием. Период начальной школы является наиболее подходящим для эмоционально-ценностного и духовно-нравственного развития, которое невозможно наверстать и восполнить в последующие годы.

Особенности духовно-нравственного воспитания в начальной школе

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, начинающийся с рождения ребенка и протекающий всю его жизнь, имеющий цель направлять людей на овладение ими поведенческими правилами и нормами.

Младший школьный возраст – это период непосредственного нравственного развития детей, изменения их моральной сферы. Игра, как ведущий тип деятельности, в этом возрасте сменяется учебой и выполнением различных школьных обязанностей, создающих благоприятные условия для углубления их нравственного сознания и чувств, а также укрепления их нравственной воли. У младших школьников появляется произвольная, социально направленная мотивация.

Однако младшие школьники еще не способны достаточно полноценно вырабатывать собственные нравственные убеждения. В усвоении того или иного морального требования, младшеклассник все еще базируется на авторитете педагогов, родителей и старших учеников.

Относительной несамостоятельностью морального мышления младшего школьника объясняется его легкая восприимчивость и к положительному, и к отрицательному влиянию. Пример в этом возрасте – сильнейший воспитательный метод.

Воздействие примера базируется на закономерности о том, что явления, которые воспринимаются зрительно, быстро и без труда оседают в сознании, так как не требуется раскодирование или перекодирование, которые необходимы любому речевому воздействию. Пример предоставляет конкретные образцы для подражания, что помогает в формировании сознания, чувств, убеждений, активизировании деятельности. Психологическая основа примера – подражательность, благодаря которой люди овладевают социальным и нравственным опытом.

Младшеклассники часто подражают тем, кто оказал на них сильное впечатление. Чаще всего это смелые, волевые люди, сильные физически, стройные, приятно общающиеся. Ребенок в жизни может встречать не только положительные примеры, но и отрицательные, поэтому следует обращать внимание школьников на негативные стороны жизни и поведения людей, анализировать последствия поступков, делать выводы. Негативный пример способен удержать ребенка от неправильного поступка, сформировать понятие о безнравственности.

Методы духовно-нравственного воспитания

Наиболее распространенными являются следующие формы работы по развитию нравственных понятий:

  • беседа – о повседневной жизни и окружающем мире, развивающая в детях наблюдательность ко всему, что происходит вокруг;
  • чтение – один из универсальных способов разговора с детьми на духовно-нравственные темы. То, что способен понять и почувствовать ребенок через прочтение произведения, невозможно донести до него никакими словами. Но выбирая произведение, необходимо следить за заложенным в нем смыслом;
  • музыка, поэзия, живопись – эти направления необходимы для духовного и интеллектуального развития детей, следует говорить о том, что думали великие творцы о смысле жизни, об их мечтах, что они закладывали в свои произведения;
  • сочинение стихов и сказок, художественная деятельность – дети активно откликаются на самостоятельное творчество и с удовольствием раскроют свой внутренний мир через стихи, сказки или рисунки;
  • незаконченный рассказ – предполагает зачитывание детям текста, в котором герой должен принять решение, сделать нравственный выбор – нарушить ему нравственную норму и поступить в соответствии с ней. Ребенок в продолжение рассказа обосновывает свое решение;
  • вопросы – ученики должны дать ответ на ряд вопросов, отражающих знание нравственных норм, ценностей и правил поведение. Например,

    • Что такое ответственность?
    • Как ведет себя ответственный человек?
    • Что такое милосердие?
    • Как ведет себя безответственный человек?

Дети учатся в игре. В процессе игровой деятельности ребенок может выучить столько, сколько не сможет выучить за час простого изучения. Чаще всего игры учат внешним правилам общения и этикета, также ребенок может ознакомиться с понятием нравственности и безнравственности. В игре отражаются индивидуальные особенности и способности выстраивать взаимоотношения с окружающим миром. Посредством игр педагог может формировать характер учащихся, корректировать их поведение и фиксировать определенные закономерности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot