Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства

Значимость изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Определение 1

Духовно-нравственное воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и учащихся, в ходе которого происходит целенаправленное воспитательное воздействие на личность учащихся, обеспечивающее гармоничное развитие личности, формирование ее ценностной сферы, развитие нравственных ориентиров деятельности и усвоение основ морального поведения в социуме.

Цель духовно-нравственного воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Цель духовно-нравственного воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Нравственность человека, наличие у него нравственных ориентиров деятельности оценивается по его поведению и поступкам. Поступки личности являются нравственными, если они имеют нравственные мотивы их возникновения. Нравственная направленность личности, ее духовная составляющая проявляются во всей ее жизнедеятельности, т.е. не в отдельном поступке, а в их совокупности, череде и сменяемости. Если личность имеет активную жизненную позицию, руководствуется нравственными ориентирами и моральными принципами поведения, имеет богатый духовный мир, то можно судить о ее высоком уровне духовно-нравственного развития.

Духовно-нравственное воспитание личности реализуется в образовательной системе на всех уровнях и этапах обучения. Каждая учебная дисциплина, все внеурочные занятия, в той или иной степени, способствуют духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Изобразительное искусство является дисциплиной школьной программы, которая охватывает все стадии обучения. И это не случайно. Искусство способствует эстетическому развитию детей, помогает им эстетически взглянуть на мир, почувствовать его красоту и насыщенность, гармонию и творческое начало. Поэтому, искусство выступает основой духовно-нравственного развития подрастающего поколения.

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сегодня основными средствами приобщения детей к моральным ценностям общества, культурным основам его функционирования, являются средства искусства: музыка, изобразительное творчество, танцы и т.д.

Роль дисциплины изобразительное искусство в духовно-нравственном развитии младших школьников огромна. Ее можно охарактеризовать следующими параметрами:

  1. Активизация эстетического восприятия окружающей действительности. Уроки изобразительного творчества способствуют развитию эстетического вкуса и чувственного восприятия различных объектов и предметов окружающего мира. Они помогают увидеть красоту в обыденности, найти яркие краски в тусклых буднях.
  2. Уроки изобразительного искусства базируются на принципе связи между искусством и реальной жизнью. Изобразительное искусство предполагает перенос реальных переживаний, чувств, эмоций, восприятия той или иной жизненной ситуации, видение конкретной проблемы на лист бумаги. Дети открывают возможности выражения своих эмоций и чувств, отражения переживаний, посредством художественных работ. Осознание своих чувств и переживаний является непременным условием духовного развития ребенка, активизации навыков размышления о сущности мира и его отдельных компонентов.
  3. На уроках изобразительного искусства учащиеся познают мир искусства, знакомятся с работами великих художников, развивают навыки понимания того, что хотел сказать автор тем или иным произведением.
  4. Выполнение разнообразных творческих заданий учащимися, активизирует их чувственное восприятие мира, расширяет их чувственный опыт, что способствует развитию таких нравственных качеств, как: доброта, любовь, милосердие, великодушие.
  5. Ознакомление с историей искусства, на уроках изобразительного творчества, способствует не только познанию национальной и мировой культуры, но и учит принятию культурного многообразия, уважению к культурным особенностям разных народов. Это развивает такое нравственное свойство, как терпимость.
  6. Уроки искусства формируют культуру чувств ребенка.
  7. Происходит активизация мышления и творческой активности, развивается эстетический вкус, посредством ознакомления с искусством и собственного выполнения художественных работ.

Условия эффективной организации уроков изобразительного искусства, направленных на духовно-нравственное развитие младших школьников

Современная система образования основывает свою деятельность на достижении всестороннего развития личности каждого учащегося. Духовно-нравственный компонент включен во все области обучения.

Воспитание духовности и нравственности на уроках изобразительного искусства требует соблюдения ряда условий, способствующих воспитательной направленности учебной дисциплины и каждого учебного занятия. К ним относятся:

  1. Доступность освоения программы художественного обучения младшими школьниками. Программа должна строиться таким образом, чтобы ее изучение было понятно и интересно каждому учащемуся, независимо от уровня развития его художественных способностей и общего уровня развития.
  2. Связи художественного образования учащихся с воспитательными мероприятиями, реализуемыми во внеурочной деятельности и эмоциональным постижением окружающей действительности и творческого компонента в учебном занятии.
  3. В основе образовательной программы по изобразительному искусству должны лежать произведения мировых классиков и художественное творчество современных живописцев, продолжающих традиции классического искусства.
  4. Развитие у учащихся понимания роли искусства в социальном мире. Необходимо дать учащимся понять, что искусство лежит в основе построения системы социального взаимодействия, эстетического восприятия, соблюдения этики общения и поведения.
  5. Связь искусства с жизнью. Учащиеся должны отображать в художественных произведениях события реальной жизни и свое видение картины мира.
  6. Мотивация к художественной деятельности. Необходимо сформировать у детей интерес к художественному творчеству и желание перенести на лист бумаги или холст свои переживания, эмоции, чувства, восприятие различных ситуаций, видение мирового устройства.

В ходе развития навыков художественной деятельности происходит развитие визуального восприятия, активизируются воображение и фантазия, развиваются этические свойства личности, образное мышление и творческие способности. Это все сказывается на формировании мировоззрения ребенка и формировании его ценностных ориентаций.

Воспитательная направленность уроков изобразительного искусства реализуется за счет формирования уважительного отношения к различным видам искусства и культур разных народов, формирования трудовых творческих навыков, понимания значимости искусства в жизнедеятельности каждого человека.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot