Общая характеристика дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа – это нормативный документ, носящий управленческий характер, отражающий содержание дополнительного образования и регулирующий деятельность педагогического состава в области его реализации, а также средства, приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Такая программа реализуется на основе ресурсов и источников финансирования учебного учреждения, отвечающих условиям и требованиям социального заказа.
Рисунок 1. Дополнительная образовательная программа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дополнительная образовательная программа носит местный характер т.е. ее применение ограничено рамками конкретного учебного заведения или направления деятельности. в этой связи ее принятие и подписание имеет конкретный порядок прохождения:
- Проект программы рассматривается на специальном совете организации, как правило, это методический совет. Он исследует ее положения, параметры, актуальность, проверяет ее и только после этого рекомендует к принятию.
- После рекомендации методического совета учебного заведения она рассматривается директором и утверждается им в виде приказа.
- По выходу приказа, программа относится к нормативно-правовым документам, обладающим юридическим статусом и обязательностью исполнения ответственными лицами.
Целевое назначение и содержание программы
При разработке дополнительной образовательной программы первоначальным шагом является определение ее целевого назначения.
Приоритетной целью разработки программы является создание условий, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие учащихся. Помимо этого, выделяют перечень второстепенных целей программы:
- Создание условий для самоопределения, самореализации, саморазвития личности учащегося;
- Формирование в сознании учащегося реальной, актуальной картины мироустройства;
- Освоение основных знаний и развитие навыков, необходимых в текущих условиях социально-экономического развития общества;
- Интеграция личности в национальную и мировую культуру;
- Развитие мотивации на совершенствование общества, его процессов и явлений;
- Формирование кадрового оснащения общества, его воспроизводство.
Исходя из целевого назначения дополнительной программы образования происходит формирование ее содержания. Содержание дополнительных образовательных программ должно отвечать следующим требованиям:
- Соответствовать уровню образования, на котором она будет применена т.е. должны быть учтены возрастные показатели усвоения учебного материала на дошкольном, начальном, среднем и старшем школьном, среднем профессиональном уровне образования.
- Учитывать культурную специфику, традиции и национальные особенности страны или отдельного региона, края, области, а также достижения мировой культуры.
- Находится в соответствии с направленностью своего применения. Если учреждение дополнительного образование занимается художественной деятельностью, то и программа должна быть разработана соответствующая.
- Находится в соответствии с технологиями, применяемыми в сфере обучения, отраженным в его принципах: индивидуальности, результативности, доступности.
- Соответствовать формам и методам обучения, а также методам анализа и контроля учебно-воспитательного процесса.
Содержание программ дополнительного образование ориентируется на личностное развитие каждого обучающегося, для чего должны быть созданы соответствующие условия при реализации этих программ. Кроме того, важное значение имеет стимулирование учащихся к познавательной деятельности, проявление активности в процессе обучения.
Особое место уделяется развитию у детей желания и стремления заниматься творческой деятельностью. Для этого содержание ориентируется на обеспечение эмоционального благополучия обучающегося, его приобщение к общечеловеческим и культурным ценностям.
Содержание программ должно включать в себя профилактические мероприятия, ориентированные на предотвращение развития асоциального и девиантного поведения, условий для единой направленности и стабильности психического, физического, интеллектуального и духовного развития учащегося.
В зависимости от направления деятельности учреждения дополнительного образования, программа включает и направления взаимодействия педагогов с обучающимися, их семьями, окружением.
Структурное строение дополнительной образовательной программы
По своему устройству, программа дополнительного образования включает в себя следующие компоненты:
- Титульный лист. Включает в себя название учебного заведения и программы, ее направленность и период действия и дата принятия, лицо, ответственное за ее принятие, возраст учащихся, информацию о разработчиках и населенном пункте ее реализации.
- Пояснительная записка. В данном разделе прописывается направленность действия программы в более полном и развернутом виде, указывается ее целевое назначение и актуальность применения на данном этапе общественного развития, расписывается последовательность ее реализации, сроки прохождения каждого этапа, формы и методы осуществления программных мероприятий, составляются планы и прогнозы итогов ее реализации.
- Учебный план. В нем содержится информация касаемо разделов и тем, включенных в программу, количество теоретических и практических занятий, с указанием их разновидностей – лекция, семинар и т.д., количество часов, отводимых на прохождение каждого занятия и мероприятия.
- Содержание программы. Здесь, вкратце описываются все темы прохождения учебных занятий, даются пояснения теоретическим и практическим разновидностям учебных занятий.
- Оценка и анализ результатов ее реализации. в данном разделе определяются возможные способы проверки результатов, временные периоды подведения итогов и приемы их фиксации.
- Методическое снабжение. Сюда входит описание всех видов дидактических и лекционных материалов, используемых для реализации программы, описание технологий и методик, форм проведения занятий.
- Список использованных источников информации. Составляется перечень всех информационных источников, применяемых при реализации программы: учебники, методические пособия, инструкции, электронные ресурсы.