Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дополнительная образовательная программа

Общая характеристика дополнительной образовательной программы

Определение 1

Дополнительная образовательная программа – это нормативный документ, носящий управленческий характер, отражающий содержание дополнительного образования и регулирующий деятельность педагогического состава в области его реализации, а также средства, приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Такая программа реализуется на основе ресурсов и источников финансирования учебного учреждения, отвечающих условиям и требованиям социального заказа.

Дополнительная образовательная программа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Дополнительная образовательная программа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дополнительная образовательная программа носит местный характер т.е. ее применение ограничено рамками конкретного учебного заведения или направления деятельности. в этой связи ее принятие и подписание имеет конкретный порядок прохождения:

  1. Проект программы рассматривается на специальном совете организации, как правило, это методический совет. Он исследует ее положения, параметры, актуальность, проверяет ее и только после этого рекомендует к принятию.
  2. После рекомендации методического совета учебного заведения она рассматривается директором и утверждается им в виде приказа.
  3. По выходу приказа, программа относится к нормативно-правовым документам, обладающим юридическим статусом и обязательностью исполнения ответственными лицами.

Целевое назначение и содержание программы

При разработке дополнительной образовательной программы первоначальным шагом является определение ее целевого назначения.

Приоритетной целью разработки программы является создание условий, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие учащихся. Помимо этого, выделяют перечень второстепенных целей программы:

«Дополнительная образовательная программа» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • Создание условий для самоопределения, самореализации, саморазвития личности учащегося;
  • Формирование в сознании учащегося реальной, актуальной картины мироустройства;
  • Освоение основных знаний и развитие навыков, необходимых в текущих условиях социально-экономического развития общества;
  • Интеграция личности в национальную и мировую культуру;
  • Развитие мотивации на совершенствование общества, его процессов и явлений;
  • Формирование кадрового оснащения общества, его воспроизводство.

Исходя из целевого назначения дополнительной программы образования происходит формирование ее содержания. Содержание дополнительных образовательных программ должно отвечать следующим требованиям:

  1. Соответствовать уровню образования, на котором она будет применена т.е. должны быть учтены возрастные показатели усвоения учебного материала на дошкольном, начальном, среднем и старшем школьном, среднем профессиональном уровне образования.
  2. Учитывать культурную специфику, традиции и национальные особенности страны или отдельного региона, края, области, а также достижения мировой культуры.
  3. Находится в соответствии с направленностью своего применения. Если учреждение дополнительного образование занимается художественной деятельностью, то и программа должна быть разработана соответствующая.
  4. Находится в соответствии с технологиями, применяемыми в сфере обучения, отраженным в его принципах: индивидуальности, результативности, доступности.
  5. Соответствовать формам и методам обучения, а также методам анализа и контроля учебно-воспитательного процесса.

Содержание программ дополнительного образование ориентируется на личностное развитие каждого обучающегося, для чего должны быть созданы соответствующие условия при реализации этих программ. Кроме того, важное значение имеет стимулирование учащихся к познавательной деятельности, проявление активности в процессе обучения.

Замечание 1

Особое место уделяется развитию у детей желания и стремления заниматься творческой деятельностью. Для этого содержание ориентируется на обеспечение эмоционального благополучия обучающегося, его приобщение к общечеловеческим и культурным ценностям.

Содержание программ должно включать в себя профилактические мероприятия, ориентированные на предотвращение развития асоциального и девиантного поведения, условий для единой направленности и стабильности психического, физического, интеллектуального и духовного развития учащегося.

В зависимости от направления деятельности учреждения дополнительного образования, программа включает и направления взаимодействия педагогов с обучающимися, их семьями, окружением.

Структурное строение дополнительной образовательной программы

По своему устройству, программа дополнительного образования включает в себя следующие компоненты:

  1. Титульный лист. Включает в себя название учебного заведения и программы, ее направленность и период действия и дата принятия, лицо, ответственное за ее принятие, возраст учащихся, информацию о разработчиках и населенном пункте ее реализации.
  2. Пояснительная записка. В данном разделе прописывается направленность действия программы в более полном и развернутом виде, указывается ее целевое назначение и актуальность применения на данном этапе общественного развития, расписывается последовательность ее реализации, сроки прохождения каждого этапа, формы и методы осуществления программных мероприятий, составляются планы и прогнозы итогов ее реализации.
  3. Учебный план. В нем содержится информация касаемо разделов и тем, включенных в программу, количество теоретических и практических занятий, с указанием их разновидностей – лекция, семинар и т.д., количество часов, отводимых на прохождение каждого занятия и мероприятия.
  4. Содержание программы. Здесь, вкратце описываются все темы прохождения учебных занятий, даются пояснения теоретическим и практическим разновидностям учебных занятий.
  5. Оценка и анализ результатов ее реализации. в данном разделе определяются возможные способы проверки результатов, временные периоды подведения итогов и приемы их фиксации.
  6. Методическое снабжение. Сюда входит описание всех видов дидактических и лекционных материалов, используемых для реализации программы, описание технологий и методик, форм проведения занятий.
  7. Список использованных источников информации. Составляется перечень всех информационных источников, применяемых при реализации программы: учебники, методические пособия, инструкции, электронные ресурсы.
Дата последнего обновления статьи: 06.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot