Цели и задачи ведения дневника педагогических наблюдений
Дневник педагогических наблюдений – это документ, который содержит в себе основные данные о ребенке, собранные учителем в ходе педагогического наблюдения.
Дневник педагогических наблюдений предоставляет собой основу для последующего систематического сбора данных о развитии ребенка, его успехах в различных областях деятельности, социальном положении семьи.
Дневник педагогических наблюдений структурирует собранные данные о поведении учащегося, динамику изменений уровня его знаний, умений и навыков. Динамика изменений содержится в дневнике в виде последовательно описанных полученных (приобретенных) навыков, а также тех, которые учащийся совершенствовал в процессе обучения. Кроме того, дневник включает описание таких категорий как развитие мелкой и крупной моторики, понимание речи, наполнение активного словаря, интеллектуальные, социально-эмоциональные умения и навыки по самообслуживанию. То есть дневник педагогических наблюдений, содержит информацию со всех областей развития ребенка.
Помимо личностных качеств, умений и навыков, дневник педагогических наблюдений содержит сведения, о том какие виды деятельности больше всего интересны ребенку, какие кружки по интересам он посещает, его успехи во внеучебной и внеклассной деятельности. Данная информация необходима для того, чтобы педагоги могли более точно формулировать образовательные цели и осуществлять постановку педагогических действий, направленных на развитие учащегося.
Информация, которая содержится в дневнике педагогических наблюдений, помогает педагогическому коллективу понять потребность учащихся в дополнительных видах деятельности и поспособствовать организации необходимых дополнительных занятий и кружков.
Большое значение дневник педагогических наблюдений имеет в классах коррекционной направленности. Так как с его помощью педагог может отследить динамику общего развития учащихся и успешность усвоения учебной информации по конкретным учебным дисциплинам, понять, на что, необходимо сделать больший упор, в процессе образовательной и коррекционной работы.
Основной целью дневника педагогических наблюдений является повышение общего уровня развития учащихся, выявление и своевременное устранение пробелов в обучении и воспитании, корректировка отклонений в развитии и подготовка к усвоению предстоящего учебного материала.
Информация, которая содержится в дневнике педагогических наблюдений, необходима не только педагогам, которые преподают отдельные предметы, но и для классного руководителя. На основании данной информации классный руководитель выстраивает взаимоотношения с учащимися, организует дополнительную внеклассную работу, формирует индивидуальный стиль общения с учеником и т. д.
Задачами дневника педагогических наблюдений являются:
- Организация дополнительных занятий, направленных на ликвидацию индивидуальных пробелов в знаниях.
- Формирование у учащихся мотивации на обучение.
- Формирование и развитие навыка самоконтроля.
- Повышение у учащихся самостоятельности и работоспособности.
- Формирование у учащихся адекватной самооценки.
- Формирование и развитие логического мышления, внимания, памяти и умения планирования собственной деятельности.
Содержание дневника (карты) педагогических наблюдений
Дневник педагогических наблюдений представляет собой таблицу, которая состоит из четырех колонок.
Первая колонка – представляет предмет педагогического наблюдения. В колонке дается перечень компонентов личностного роста и развития ребенка, которые педагог планирует наблюдать.
Вторая колонка – содержит информацию о том, на что следует обратить внимание. В колонке приведен перечень примерных вопросов, которые следует задавать самому себе во время проведения наблюдения. Данные вопросы являются своеобразным ориентиром, который помогает педагогу осуществлять целенаправленное и осмысленное наблюдение, делать осмысленный анализ их поведения, высказывания, поступков и жестов.
Третья колонка – включает в себя необходимые текущие заметки. Данная колонка заполняется постепенно, по мере необходимости. Ее основное предназначение – это запись текущих заметок, кратких записей, фиксации своих мыслей по отношению к наблюдаемому поведению учащегося.
Четвертая колонка – выводы проведенного педагогического исследования. Заполняется в самом конце наблюдения, включает в себя сформулированные выводы.
Таким образом, дневник наблюдений включает в себя информацию и выводы о проблемах личностного роста и развития учащегося. Его ведение направлено на построение образовательного процесса с целью учета выявленных пробелов в обучении и воспитании.
Проблематика дневника педагогических наблюдений
Дневник педагогических наблюдений на выявление следующих проблем:
- Удовлетворение уровнем знаний и умений учащегося со стороны педагогов и родителей. Достаточны ли данные знания и умения для ребенка, соответствуют ли они его возрасту и средним показателям по классу (школе).
- Удовлетворен ли педагог теми взаимоотношениями, которые складывающимися между учащимися взаимоотношениями, сформированным у них ценностным отношением к самому себе и окружающим, направленность и устойчивость данного отношения. Достаточно ли устойчивы у детей ценностные отношения и как они склоняются в зависимости от окружающейся ситуации.
- Установление общей динамики развития личности учащегося и ее сравнение с данными полученными ранее.
- Определение наиболее острых проблем в воспитании и обучении учащегося, планирование направления дальнейшей педагогической работы.
Результаты наблюдения помогут сделать общий вывод о воспитании, социализации и саморазвитии школьников, выделить наиболее проблемные аспекты их воспитанности, увидеть масштабы каждой проблемы в пределах класса и школы в целом.