Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дидактическая система технологического образования

Сущность понятия «дидактическая система»

Определение 1

Дидактическая система – это система взаимосвязанных признаков, к которым обычно относят цели обучения, принципы его организации, содержание, организационные формы, а также методы обучения.

В дидактике обычно рассматривают три разные системы:

  • дидактика И. Гербарта;
  • дидактика Д. Дьюи;
  • современная дидактика.

Дедактика И. Гербарта сформировалась в XIX веке, когда Гербарт создавая научную систему педагогики, ориентировался на основные теоретические положения этики и психологии. Исследователь считал, что главное, на что необходимо ориентироваться педагогам, - воспитание в человеке высокой нравственности. Для достижения этого, должно быть организовано такое обучение, которое будет воспитывать человека.

Дидактика Дьюи противопоставлена созданной ранее дидактической системе Гербарта. Дьюи критиковал современную для него систему обучения, говоря, что в традиционной школе процесс обучения выстраивается так, что ученики получают уже готовые знания. Вместе с этим для нее не имеет значения степень развития мышления детей. Дьюи говорил, что современная дидактическая система не способна учесть потребности и интересы школьников, в связи с чем она не подходит для использования в учебных целях.

Современная дидактика отличается некоторыми особенностями.

  • во-первых, цель обучения в ней – дать знания, а также в целом развить школьников, сформировать их интеллектуальные, художественные и трудовые умения и навыки;
  • во-вторых, процесс обучения в этой дидактической системе рассматривают в качестве двустороннего процесса, которым управляется сам учитель. При управлении учебным процессом, учителю необходимо сочетать его с активностью, инициативой и самостоятельностью учащихся;
  • в-третьих, содержание обучения должно отражаться в учебных планах, программах и школьных предметах. Также необходимо учитывать интересы и потребности самих учеников.
«Дидактическая система технологического образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Технологическое образование

При рассмотрении современной школы в качестве целостной педагогической системы, состоящей из взаимосвязанных частей, которые имеют внутреннюю организацию, а также характеризуются определенными отношениями с внешней средой, необходимо признать за трудовым обучением одно из ведущих мест в этой системе.

Его определяет два основных направления:

  • процесс формирования мировоззрения учеников начальной школы;
  • процесс формирования интеллектуально-духовного и физически развитого индивидуума, полноценного члена общества с активной гражданской позицией.

Этих направлений педагоги должны придерживаться и в современных условиях. Именно поэтому методология организации и содержание трудового обучения подлежат пристальному изучению.

При анализе технологического образования особое внимание уделяют его специфическим аспектам:

  • трудовое образование превращается в необходимое условие интеллектуального личностного развития;
  • воспитание понимания того, что независимо от области применения полученных знаний их необходимо направлять на создание полезных продуктов деятельности для всего человечества;
  • сохранение национальных традиций – они изучаются в народных промыслах, декоративно-прикладном творчестве, что должно превратиться в элемент формирования самобытной личности;
  • трудовое образование призвано воспитывать активную творческую личность.

Программа 1-4 классов предполагает работу с бумагой, картоном, тканями и природными материалами, проволокой, фанерой и прочим. Но при этом содержание уроков труда должна представлять собой целостную систему, которая с одной стороны, должна соответствовать современным представлениям о человеческой культуре, а с другой стороны, отчетливо отражает специфику именно данного учебного предмета.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном и тканью для учеников 1 класса – не более 5 минут, для 2-3 классов – 5-7 минут, для 4 класса – 10 минут.

В процессе развития трудового обучения выработались определенные нормы организации учебного процесса, которые сейчас называют принципами обучения и которые определяют, как именно должно обеспечиваться достижение целей обучения.

Дидакты по-разному рассматривают понятие принципа. Одни считают их нормой, которая определяется методами дидактической работы учителя. Другие же считают, что в разных дидактических системах могут работать несколько разных принципов одновременно, что свидетельствует о самостоятельности рассматриваемых систем. Сторонники такого подхода считают, что учитель может лишь придерживаться в своей работе представлений о наиболее общих закономерностях, наделяя принципы качествами универсальности для любого предмета на любом уровне дидактической работы.

Под принципами обучения обычно понимают руководящие положения, которые лежат в основе обучения и определяют его содержание, методы и формы организации.

Очевидно, что если целями обучения определяется чему необходимо учить, то принципами обучения устанавливается, каким образом это необходимо делать.

На сегодняшний день в технологии количество дидактических принципов относительно стабильно. К основному перечню таких принципов принято относить:

  • наглядность;
  • систематичность и последовательность знаний;
  • доступность и посильность;
  • сознательное и активное участие учеников в процессе обучения;
  • прочность знаний;
  • научность.
Дата последнего обновления статьи: 30.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot