Диалоговое взаимодействие – это способ организации педагогического процесса, реализуемый посредством решения проблем и затруднений в форме беседы, диспутов между участниками данного процесса.
Диалоговое взаимодействие строится на основании построения диалога между участниками педагогического процесса. Оно выступает основным фактором развития у дошкольников коммуникативных навыков. Ведь, в ходе построения диалога, дети учатся слушать и слышать своего собеседника, формируют навыки принятия иной точки зрения, иного мнения, по какому-то вопросу. Поэтому, диалог имеет важное значение в построении системы взаимодействия между участниками педагогического процесса.
Модели диалогового взаимодействия в педагогическом процессе ДОУ
Дошкольный этап развития ребенка является важным периодом его жизнедеятельности. Именно в этом возрасте происходит формирование социальных навыков ребенка, развитие нравственных ориентиров его деятельности, формирование основных свойств личности. Это обуславливает специфику организации учебно-воспитательной деятельности дошкольного образовательного заведения.
Система организации педагогической работы в ДОУ отличается от организации работы образовательных учреждений других уровней. В первую очередь, это касается построения системы взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Она основывается на диалоге сторон.
Диалог может быть представлен в виде следующих моделей диалогового взаимодействия:
- Взаимодействие между детьми. Участники детского коллектива выстраивают свои отношения между собой на основе свободного общения. Они учатся установлению диалога между собой, стремясь соблюдать правила продуктивного и положительного общения. Детям необходим диалог во взаимодействии, поскольку у каждого из них имеется свое видение ситуации, свои желания и потребности, которые ранее всегда исполнялись родителями. Попав в социальную среду, ребенок сталкивается с тем, что не все, чего он желает исполняется по первому требованию. Теперь, ему необходимо жить в коллектив, а значит, следует научиться считаться с мнение его участников, уметь договариваться, разрешать споры и противоречия, действовать ради достижения единой цели, а не своих собственных интересов. Диалог помогает в формировании навыков конструктивного общения и взаимодействия между детьми.
- Взаимодействие между родителем и ребенком. Родители должны научить ребенка обсуждать свои проблемы и формировать отношения через диалоговое сотрудничество. Для этого, родители должны признать наличие у ребенка своих прав и свобод, своего мнения, своих желаний. Ребенок – это личность, со своей индивидуальностью и со своим видением мира. Необходимо проявлять гибкость в установлении рамок дозволенного, уметь слушать и понимать свое чадо.
- Взаимодействие между воспитателем ДОУ и ребенком. От умения педагога строить диалог с ребенком зависит успех воспитательных мероприятий. Ребенок должен быть рассмотрен в качестве субъекта педагогического процесса, методы, формы и средства реализации которого избираются, исходя из индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника, возрастного этапа развития его психических процессов. Диалог помогает в раскрытии творческого потенциала ребенка, установлении между ним и педагогом доверительных отношений, которые помогают активизировать познавательную заинтересованность, интересы и потребности в образовании, исследовании окружающего мира, что в конечном итоге способствует личностному росту воспитанника, создает условия для развития у него навыков самостоятельности, его самореализации и самоутверждению.
- Взаимодействие между воспитателем и родителями воспитанников. Отношения должны строится на добровольных началах. Для этого требуется формирование диалога сторон. Педагоги должны слушать и понимать мнение родителей в отношении воспитания их чада и уметь объяснить им важность развития их педагогической компетентности. Кроме того, педагог должен сформировать с родителями единую направленность воспитания, продемонстрировав себя, как человека, которому можно доверить воспитание и развитие своего ребенка, заинтересованного во всестороннем развитии его личности.
- Взаимодействие педагога с администрацией ДОУ. Педагог должен построить сотруднические взаимоотношения с управленческим аппаратом ДОУ. В противном случае, он не продержится долго на занимаемой должности. Педагогу требуется проявлять сдержанность и толерантность, уметь выражать свое недовольство, претензии в конструктивной форме, обсуждать с начальством свои проблемы. Это поможет найти компромисс в организации деятельности педагогического состава ДОУ и его руководства.
Практическая значимость использования диалоговой формы взаимодействия в педагогическом процессе ДОУ
Все участники педагогического процесса дошкольной образовательной организации должны строить свои взаимоотношения на основании диалогового взаимодействия. Это обусловлено тем, что диалог лежит в основе эффективной организации межличностного взаимодействия и продуктивной образовательной деятельности.
Использование диалога, как основы построения взаимоотношений между участниками педагогической работы ДОУ имеет следующую практическую значимость:
- Создает условия для партнерского взаимодействия между семьями воспитанников и ДОУ;
- Участники образовательного процесса погружаются в творческую систему работы, поскольку каждый развивается и саморазвивается в ходе диалогового взаимодействия сторон;
- Использование деятельностного подхода в педагогическом взаимодействии. Каждый ребенок чувствует себя полноправным и активным участником воспитательного процесса ДОУ, поскольку, он выполняет разнообразную деятельность, с его мнением считаются, его привлекают к обсуждению проблем;
- Ориентация на личностно-ориентированный подход в обучении, способствующий формированию у ребенка навыков самоконтроля, самопознания, саморазвития, самореализации.