Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Одаренность в дошкольном возрасте

Понятие и виды одаренности в дошкольном возрасте

Определение 1

Одаренность – это совокупность личностных качеств, характеризующихся проявлением творческого подхода к решению практических и жизненных вопросов и ситуаций.

Одаренность, в общем понимании, представляет собой совокупность личностных и внутренних предпосылок, которые основаны на индивидуальном развитии ребенка и определяют его успешность в обучении, определенной научной области или конкретного вида деятельности.

Большое значение в одаренности имеет ее своевременное установление у ребенка. С этой целью на всех этапах дошкольного детства педагоги и окружающие ребенка взрослые определяют уровень и степень его развития в соответствии с установленной нормой. В том случае, если ребенок проявляет определенные талант, у него отмечаются отличительные от других детей особенности и выдающиеся умения, то можно предположить, что ребенок одарен.

В настоящее время выделяют три основные категории одаренных детей:

  1. Дети, имеющие необыкновенно высокий общий уровень умственного развития, при равных условиях воспитания, обучения и развития.
  2. Дети, имеющие определенные признаки социальной умственной одаренности к конкретной области (музыка, рисование, математика и т.д.).
  3. Дети, которые проявляют яркую познавательную активность и отличаются оригинальным психическим складом ума и незаурядными умственными способностями. В данном случае одаренность принято называть потенциально творческой.
Замечание 1

Таким образом, одаренность имеет определенные генетические и врожденные предпосылки, которые выявляются в период дошкольного детства. Особенно ярко они проявляются в том случае, если созданная вокруг ребенка среда способствует их развитию и созреванию.

Кроме того, одаренность принято различать по типам:

  • В зависимости от широты ее проявления: специальная и широкая.
  • В зависимости от вида предпочитаемой дошкольником деятельности: академическая, интеллектуальна, художественная, творческая, психомоторная, конструкторская, спортивная, организаторская и т.п.
  • В зависимости от типа интенсивности ее проявления: одаренные, высокоодаренные, исключительно одаренные и особо одаренные.
  • В зависимости от типа проявления: скрытая и явная.
  • В зависимости от темпа психического развития: нормальный или опережающий темп развития.
  • В зависимости от возрастных особенностей ее проявления: переходящая (возрастная) или стабильная.
  • В зависимости от того, какими факторами обусловлено ее появление и развитие: гендерные, личностные, социальные и т.д.
«Одаренность в дошкольном возрасте » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности психического развития одаренных дошкольников

Одаренность детей выявляется на основании ряда признаков, которые характеризуются более быстрым развитием ребенка, в отличие от сверстника, проявлением талантов в определенной области или областях, широким кругозором, умением самостоятельно находить информацию и пополнять свои знания.

Определение 2

Признаки одаренности – это особенности ребенка дошкольного возраста, выделяющие его среди сверстников и поднимающие над общим нормативным уровнем развития детей его возрастной категории.

Признаки одаренности проявляются в виде особенностей психического развития ребенка дошкольного возраста:

  1. Особенности познавательного развития:

    • любознательность – одаренные дети получают истинное удовольствие от умственного напряжения, в связи с чем, они очень любознательны, им нравится подолгу рассматривать и изучать предметы и явления, задавать вопросы;
    • повышенная чувствительность к разного рода проблемам – одаренные дети способны видеть противоречия и проблемы там, где другие их могут не заметить, в связи с чем, дети часто задают вопросы, которые ставят в тупик взрослых (воспитателя или родителей);
    • надситуативная активность или познавательная самодеятельность – стремление углубляться в проблемы, самостоятельно находить пути их решения, порой очень оригинальные и нестандартные;
    • высокий уровень логического мышления – проявление повышенного интереса к разнообразным дивергентным задачам, при этом ребенок способен найти не один способ их решения;
    • оригинальное мышление – дети способны выдвигать неожиданные идеи, которые отличаются от банальных и широко известных;
    • гибкость мышления – способность легко и быстро разрабатывать новые стратегии решение, выстраивать ассоциативные связи, переходить от явлений одного класса к другим;
    • легкость в генерировании идей (продуктивное мышление) – за короткий промежуток времени ребенок может сгенерировать несколько идей, их числа которых он затем выберет наиболее действенную.
  2. Особенности психоционального развития:

    • стремление к самоактуализации – проявляется в том, что ребенок постоянно стремиться применить свои знания и умения, постоянно их развивает и совершенствует;
    • перфекционизм – стремление все делать только наилучшим образом, быть совершенным даже в самых мелочах;
    • самостоятельность – наличие независимых суждений, умение самому без помощи посторонних реализовывать свои стремления, воплощать свои идеи и замыслы;
    • социальная автономность – наличие четкой самостоятельной позиции, граничащей с пренебрежением тактичностью по отношению к менее одаренным детям, а также характеризующейся проявлениями эгоцентризма;
    • моральный эгоцентризм – умение самостоятельно выявлять и определять моральные основания действий и поступков, давать им собственную оценку;
    • коммуникативный эгоцентризм – зачастую в общении одаренный ребенок не ставит себя на место слушателя, его не тревожит реакция собеседника на свои высказывания и суждения;
    • лидерство – зачастую в общении со сверстниками одаренный ребенок берет на себя роль лидера, то есть организатора и руководителя детской деятельности (труд, игра и т.д.), вызвано это тем, что у одаренных детей имеется интеллектуальное превосходство перед сверстниками;
    • соревновательность – одаренный ребенок испытывает потребность в соревновательности, так как она дает ему возможность не только проявить свои способности, но и развить их в дальнейшем.
  3. Особенности эмоционального развития. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. В связи с этим внешне нейтральные замечания, реплики, действия воспитателя могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его «нормальные» сверстники относятся к ним равнодушно.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot