Стратегическая цель российского образования
Важнейшей целью современной образовательной системы является подготовка успешного во всех отношениях члена общества, всесторонне развитого, воспитанного, обладающего необходимыми нравственными навыками и компетенциями
Исходя из поставленной цели, основными принципами современной образовательной системы являются:
- Формирование установки на то, что образование – это ядро всей жизненной карьеры человека.
- Индивидуальность образовательной траектории каждого человека, то есть не все знания передаются исключительно от педагога к ребенку, часть из них ребенок должен обязательно усвоить самостоятельно, через жизненный опыт, чтение книг и т.д.
- Ориентир на информатизацию образовательного пространства. Современные условия жизни таковы, что невозможно полноценное существование и деятельность в обществе без навыков пользования разными гаджетами, умения находить необходимую информацию в информационной среде и т.д. Именно поэтому наблюдается изменение в подаче и получения знаний (Интернет ресурсы, мультимедийные средства и т.д.)
- Объем получаемых знаний должен соответствовать уровню восприятия ребенка, а все представляемые знания должны быть актуальны и соответствовать существующей действительности.
- Обновление и совершенствование существующих стандартов образования, разработка и внедрение инновационных образовательных программ.
- Совершенствование кадрового потенциала образовательных учреждений. Таким образом, представленные принципы направлены на развитие и самосовершенствование образовательной системы.
Направления развития ведущих компонентов образовательной системы
Структурными компонентами образовательной системы являются непосредственно образовательный процесс, кадровый состав и управление системой образования.
Согласно стратегической цели развития системы образования, опираясь на указанные принципы, выделяют следующие направления развития образовательного процесса:
- Увеличение выбора образовательных программ, а также открытая возможности их адаптации для конкретного учебного заведения, разработка авторских программ, на основании установленного стандарта.
- Новые направления в регулировании рынка образовательных услуг. Государство значительно ужесточает требования к качеству образовательных программ, а также качеству образования, предоставляемому различными образовательными организациями. С целью осуществления данного контроля государство требует предоставление максимальной отчетности по реализуемым учебным программам и направлениям. Данные требования обязательны для выполнения как государственными, так и частными образовательными организациями.
- Внедрение прозрачной и понятной для всех участников образовательного процесса, системы оценки результатов образования по каждому из направлений (модулей).
- Направления развития и совершенствования педагогических кадров подразумевают «создание» нового педагога, которые включает в себя черты воспитателя, руководителя, консультанта.
Исходя из этого, наблюдаются следующие направления развития образовательной системы:
- Каждое образовательное учреждение должно быть открытым не только для учащихся, но и для педагогов. Каждому педагогу предоставляется возможность осуществлять свою деятельность в рамках нескольких учебных заведения, принимать участие в семинарах, лекциях и т.д., направленных на повышение его культурного уровня и компетенции. То есть учебное заведение должно быть нацелено на «рост» своих кадров.
- В процессе педагогической деятельности каждый педагог должен в первую очередь проявлять творческий потенциал в реализации воспитательно-образовательного процесса, то есть отойти от принятых ранее шаблонных методов работы с учащими и воспитанниками.
- Организация инновационных педагогических курсов, которые будут способствовать в короткое время обучению, переобучению и подготовке «неэффективных» педагогов, осуществление им адресной поддержки по вопросам повышения квалификации и педагогического мастерства.
- Совершенствование рынка труда преподавателей. Рынок должен изменить свою прежнюю замкнутость, которая имеется на рынках всех интеллектуальных работников иных профессий.
Ведущие направления развития и совершенствования системы управления образованием:
- Создание и внедрение институтов общественного участия в управлении образовательными организациями и осуществлении контроля качества предоставляемого ими образования.
- Осуществление независимой аккредитации системы управления образовательных организаций. Оценка качества управленческих компетенций менеджеров, реализуемых ими программ управления.
- Разработка и осуществление программ по поддержке образовательных организаций. Данные программы необходимо разрабатывать как на федеральном, так и региональном уровне, с учетом особенностей каждой образовательной организации.
- Поддержка слабых образовательных организаций. Осуществляется не только в плане материальной поддержки, но и введение конкурсного управления, внедрение эффективных образовательных программ и т.д.
- Прозрачность, доступность и полнота информации по каждому учебному заведению (его деятельности, реализуемых учебных программ, востребованности выпускников, качеству предоставляемых услуг образования и т.д.).
Таким образом, на сегодняшний день государством разрабатываются стратегические цели направления развития образовательной системы. Данные направления развитие в первую очередь определяет признание российского образования на международном уровне, качество подготовки кадров среднего и высшего звена. От этих показателей во многом зависит не только личностное развитие каждого члена общества, но и процветание всего государства в целом.