Цель и средства педагогической деятельности
Педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, содержание которой включает в себя процессы воспитания, обучения, образования и развития учащихся.
Под учащимися в определении понимаются дети разных возрастных категорий, от дошкольников до студентов высших учебных заведений и заведений дополнительного образования. Кроме того, в качестве учащихся могут выступать взрослые люди, которые получают образование, повышают квалификацию и т.д., то есть принимают участие в образовательном процессе.
Предмет педагогической деятельности – процесс взаимодействия педагога с учащимися, направленный на усвоение ими знаний, умений, навыков и опыта практической деятельность.
В качестве субъектов педагогической деятельности выступают все его участники – педагоги, родители, учащиеся и т.п.
Объект педагогической деятельности – тот, на кого оказывается педагогическое воздействие (воспитание, обучение, развитие и т.п.).
Важным условием эффективной организации педагогической деятельности является потребность субъекта в развитии и устранении возможных причин, мешающих ему. Именно потребность подталкивает субъекта к получению новых знаний, расширению кругозора, овладению умениями и навыками и т.д.
Основной целью педагогической деятельности является организация эффективного процесса приобщения человека к культурным ценностям и формирование разностороннее развитой и полноценной личности.
Достижение цели педагогической деятельности достигается посредством решения ряда задач:
- Создание эффективной воспитательно-образовательной среды.
- Организация воспитательно-образовательной деятельности учащихся.
- Формирование сплоченного коллектива учащихся, с благоприятной психологической атмосферой.
- Развитие личности каждого учащегося с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.
Большое значение в педагогической деятельности имеют внешние и внутренние мотивы.
Внешние мотивы – желание личностного и профессионального роста.
Внутренние мотивы – формирование качеств, необходимых для социализации в современном обществе.
Средства педагогической деятельности:
- Теоретические знания и практический опыт педагогической работы, на основании которых строится процесс воспитания, обучения и развития детей.
- Техническое, учебное и методическое оснащение образовательной организации, в рамках которых осуществляется педагогическая деятельность.
- Знания педагога о том, какие потребности у современного общества к подготовке его будущих членов.
- Педагогическое мастерство, знания, компетенции, интуиция и опыт педагога.
- Нравственная и эстетическая культура педагога.
Все средства педагогической деятельности обязательно должны быть в арсенале педагога, только в этом случае можно будет достичь ее основной цели.
Виды педагогической деятельности
Традиционно выделяют два вида педагогической деятельности:
- Воспитание – целенаправленный процесс по формированию личности ребенка и развитию его духовной сферы. Задача педагога заключается в создании эффективной воспитательной среды, сплочении коллектива учащихся, управлении данным коллективом и каждым его членом для гармоничного и полноценного развития личности учеников (воспитанников).
- Преподавание – организация педагогом учебного процесса. Основой преподавания является организация познавательной деятельности учащихся.
Отличие между воспитанием и преподаванием заключается в различных целях, стоящих перед ними.
Целью воспитания является изменение сознания учащихся в лучшую для общества сторону, усвоение ими норм морали и правил поведения в социуме.
Цель преподавания – изменение в интеллектуальной сфере учащихся, получение ими основных знаний, необходимых для формирования общей картины мира, получение умений и навыков их применения, а также опыта практической деятельности в повседневной жизни.
Кроме разности в целях, воспитание и преподавание имеют ряд характерных отличительных черт.
Преподавание реализуется в строго ограниченных временных рамках (урок, учебный год, полугодие и т.д.) и на основании государственных стандартов образования (четкие нормативы контроля достижения целей образования).
Воспитание осуществляется не только в рамках специально организованного воспитательного процесса, но и в рамках различных форм обучения (во время занятий, экскурсий, разнообразной деятельности и т.д.). Результаты воспитания оценить и измерить намного сложнее, так как не всегда его можно выразить в конкретных показателях.
Процесс воспитания и преподавания находятся в тесной взаимосвязи и направлены на формирование гармоничной и полноценно развитой личности.
Специфика педагогической деятельности
Специфика педагогической деятельности отражена в ее цели, задачах, функциях, результатах, особенностях труда педагогических работников и процессе взаимодействия ее участников.
Кратко специфику педагогической деятельности можно представить следующим образом:
Цель педагогической деятельность – формирование личности человека.
Результат педагогической деятельности – личность, способная продуктивно и успешно реализовать себя в современном обществе.
Функции педагогической деятельности:
- адаптивная – направлена на организацию процесса адаптации ребенка в рамках социума;
- гуманистическая – развитие индивидуальной и творческой личности.
Характер педагогической деятельности:
- коллективный характер – обусловлен тем, что процесс формирования личности предусматривает труд нескольких субъектов воспитательно-образовательного процесса;
- творческий характер – предусматривает наличие нескольких компонентов, из которых состоит деятельность педагога
Взаимодействие педагога с учащимися – включает в себя управление процессом образования, удовлетворение учащихся в новых знаниях и умениях, организацию эффективного педагогического общения с учащимися.