Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Цель, средства, виды и специфика педагогической деятельности

Цель и средства педагогической деятельности

Определение 1

Педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, содержание которой включает в себя процессы воспитания, обучения, образования и развития учащихся.

Под учащимися в определении понимаются дети разных возрастных категорий, от дошкольников до студентов высших учебных заведений и заведений дополнительного образования. Кроме того, в качестве учащихся могут выступать взрослые люди, которые получают образование, повышают квалификацию и т.д., то есть принимают участие в образовательном процессе.

Предмет педагогической деятельности – процесс взаимодействия педагога с учащимися, направленный на усвоение ими знаний, умений, навыков и опыта практической деятельность.

В качестве субъектов педагогической деятельности выступают все его участники – педагоги, родители, учащиеся и т.п.

Объект педагогической деятельности – тот, на кого оказывается педагогическое воздействие (воспитание, обучение, развитие и т.п.).

Важным условием эффективной организации педагогической деятельности является потребность субъекта в развитии и устранении возможных причин, мешающих ему. Именно потребность подталкивает субъекта к получению новых знаний, расширению кругозора, овладению умениями и навыками и т.д.

Основной целью педагогической деятельности является организация эффективного процесса приобщения человека к культурным ценностям и формирование разностороннее развитой и полноценной личности.

Достижение цели педагогической деятельности достигается посредством решения ряда задач:

  1. Создание эффективной воспитательно-образовательной среды.
  2. Организация воспитательно-образовательной деятельности учащихся.
  3. Формирование сплоченного коллектива учащихся, с благоприятной психологической атмосферой.
  4. Развитие личности каждого учащегося с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.
«Цель, средства, виды и специфика педагогической деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Большое значение в педагогической деятельности имеют внешние и внутренние мотивы.

Внешние мотивы – желание личностного и профессионального роста.

Внутренние мотивы – формирование качеств, необходимых для социализации в современном обществе.

Средства педагогической деятельности:

  1. Теоретические знания и практический опыт педагогической работы, на основании которых строится процесс воспитания, обучения и развития детей.
  2. Техническое, учебное и методическое оснащение образовательной организации, в рамках которых осуществляется педагогическая деятельность.
  3. Знания педагога о том, какие потребности у современного общества к подготовке его будущих членов.
  4. Педагогическое мастерство, знания, компетенции, интуиция и опыт педагога.
  5. Нравственная и эстетическая культура педагога.
Замечание 1

Все средства педагогической деятельности обязательно должны быть в арсенале педагога, только в этом случае можно будет достичь ее основной цели.

Виды педагогической деятельности

Традиционно выделяют два вида педагогической деятельности:

  1. Воспитание – целенаправленный процесс по формированию личности ребенка и развитию его духовной сферы. Задача педагога заключается в создании эффективной воспитательной среды, сплочении коллектива учащихся, управлении данным коллективом и каждым его членом для гармоничного и полноценного развития личности учеников (воспитанников).
  2. Преподавание – организация педагогом учебного процесса. Основой преподавания является организация познавательной деятельности учащихся.

Отличие между воспитанием и преподаванием заключается в различных целях, стоящих перед ними.

Замечание 2

Целью воспитания является изменение сознания учащихся в лучшую для общества сторону, усвоение ими норм морали и правил поведения в социуме.

Цель преподавания – изменение в интеллектуальной сфере учащихся, получение ими основных знаний, необходимых для формирования общей картины мира, получение умений и навыков их применения, а также опыта практической деятельности в повседневной жизни.

Кроме разности в целях, воспитание и преподавание имеют ряд характерных отличительных черт.

Преподавание реализуется в строго ограниченных временных рамках (урок, учебный год, полугодие и т.д.) и на основании государственных стандартов образования (четкие нормативы контроля достижения целей образования).

Воспитание осуществляется не только в рамках специально организованного воспитательного процесса, но и в рамках различных форм обучения (во время занятий, экскурсий, разнообразной деятельности и т.д.). Результаты воспитания оценить и измерить намного сложнее, так как не всегда его можно выразить в конкретных показателях.

Замечание 3

Процесс воспитания и преподавания находятся в тесной взаимосвязи и направлены на формирование гармоничной и полноценно развитой личности.

Специфика педагогической деятельности

Специфика педагогической деятельности отражена в ее цели, задачах, функциях, результатах, особенностях труда педагогических работников и процессе взаимодействия ее участников.

Кратко специфику педагогической деятельности можно представить следующим образом:

  1. Цель педагогической деятельность – формирование личности человека.

  2. Результат педагогической деятельности – личность, способная продуктивно и успешно реализовать себя в современном обществе.

  3. Функции педагогической деятельности:

    • адаптивная – направлена на организацию процесса адаптации ребенка в рамках социума;
    • гуманистическая – развитие индивидуальной и творческой личности.
  4. Характер педагогической деятельности:

    • коллективный характер – обусловлен тем, что процесс формирования личности предусматривает труд нескольких субъектов воспитательно-образовательного процесса;
    • творческий характер – предусматривает наличие нескольких компонентов, из которых состоит деятельность педагога
  5. Взаимодействие педагога с учащимися – включает в себя управление процессом образования, удовлетворение учащихся в новых знаниях и умениях, организацию эффективного педагогического общения с учащимися.

Дата последнего обновления статьи: 01.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot