Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные понятия и категории социальной работы

Определение и формулировка сущности социальной работы

Определение 1

Для определения и формулировки сущности любого явления ученые чаще всего выделяют его из ряда однородных понятий, близких по значению, чтобы показать его особенности, выявить сущностные различия, довести его уникальность и право на существование как отдельной категориального единицы. Поэтому понятие социальной работы ученые чаще всего выводят из цепочки «Деятельность - социально-педагогическая деятельность - социальная работа – социально педагогическая работа ». Такой логики будем держаться и мы, последовательно раскрывая сущностное содержание таких понятий, как «деятельность» - «Социально-педагогическая деятельность» - «социально-педагогическая работа».

Статья: Основные понятия и категории социальной работы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Анализ научной педагогической и социально-педагогической литературы показал, что подавляющее большинство ученых (И. Зверева, А. Беспалько, С. Григорьев, М. Галагузова и др.). Используя деятельностный подход, научно-теоретический анализ близких по значению понятий «социально-педагогическая деятельность», «Социально-педагогическая работа» осуществляют в контексте анализа понятия «Деятельность» как философской, социологической и психологической категории, приводят различные классификации форм и типов деятельности и приходят к выводу, что предметом социально-педагогического исследования должно быть деятельность социальная, поскольку и социально-педагогическая деятельность, и социально педагогическая работа является ее разновидностями. Социальная деятельность рассматривается учеными как совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом деятельности (группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях организации общества с целью удовлетворения потребностей в поддержке жизнеобеспечения и деятельного существования личности.

«Основные понятия и категории социальной работы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Содержание и структура социальной деятельности определяется социальным заказом, социальными проблемами, социокультурными особенностями среды и находит свое отражение в социальной политике государства.

С другой стороны, кроме социальной составляющей, в социально-педагогической деятельности и социально-педагогической работе присутствует педагогическая составляющая.

Педагогическую деятельность ученые рассматривают:

  • как разновидность профессиональной деятельности, направленной на передачу социокультурного опыта средствами обучения и воспитания, создание условий для личностного роста человека;
  • как особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономических, политических, нравственных и эстетических целей;
  • как особый вид социальной деятельности, предполагает передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Итак, на основе условного вычленения социальной и педагогической составляющих понятие «социально-педагогическая деятельность» современные ученые дают определение этой ключевой категории социальной педагогики. Социальная составляющая определяет социальную цель, социальный заказ на определенную модель современной личности, а педагогическая составляющая лежит в основе создания условий для успешного развития личности согласно этой модели, подготовки его к самостоятельной жизни в обществе, творческого преобразования общества с целью прогрессивного развития материальной и духовной культуры. Почти все ученые единодушны в том, что социально-педагогическая деятельность является разновидностью профессиональной деятельности: специально организованной и регламентированной деятельности специалистов, которая направлена на достижение общественно важного результата. Основными содержательными аспектами социально-педагогической деятельности является социальное воспитание, обучение и образование.

По мнению А. Мудрика, Б. Лихачева социальное воспитание - важная, но не единственная часть воспитания вообще. Его содержание, цели, средства органично взаимосвязаны с другими компонентами целостного процесса воспитания человека, однако имеют свою специфику.

Специфика и роль социальной работы и воспитания

Определить специфику и роль социального воспитания в жизни человека можно только через соотношение его с такими процессами, как развитие и социализация.

Категории «развитие», «социализация» и их соотношение уже достаточно исследованы в научной философской, психологической, педагогической и социально педагогической литературе.

Замечание 1

Развитие - это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека, общий процесс ее становления (Физиологического, психического, социального). Социализация (от лат. Socialis - Общественный) - это социальный аспект развития, саморазвития и самореализации человека; двусторонний взаимообусловленный процесс взаимодействия человека и социальной среды, который предусматривает ее включение в систему общественных отношений путем как усвоение социального опыта, так и самостоятельного воспроизведения этих отношений, в ходе которых формируется уникальная, неповторимая личность (И. Зверева, А. Капская, Л. Мищик, С. Харченко, С. Савченко, Л. Коваль, С. Хлебик, Г. Андреева, Ю. Василькова, В. Бочарова, А. Мудрик, Т. Василькова, А. Рассказова, Л. Рычкова и др.)

Основываясь на личностном, субъект-субъектному и субъект-объектного подхода, социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе взаимодействия человека со стихийными, относительно направленными и целеустремленными (Специально созданными) условиями жизни на всех возрастных этапах. В зависимости от преобладания влияния тех или иных условий (составляющих) процесса социализации, он может быть успешным или нет. Социальное воспитание при этом выступает целенаправленной составляющей успешного процесса социализации человека, происходит в специально созданных обществом и государством правовых, материальных и духовных условиях развития и самореализации человека. Если социализация, в целом, и ее стихийный аспект, в частности, является процессом непрерывным, поскольку человек постоянно взаимодействует с социумом, то социальное воспитание - процесс дискретный (прерывный), поскольку, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, а значит ограничен определенными местом и времени (А. Мудрик).

Социальное обучение также имеет определенные особенности, поскольку его целью и результатом является овладение знаниями, умениями и навыками развития социальности - способности человека взаимодействовать с социальным миром. Процесс социального обучения опирается прежде всего на организацию общения между участниками социально-педагогического процесса и включает в себя различные стороны (Обмен информацией, влияние, взаимодействие, сотрудничество) и формы (творческие и практические занятия, лекции, тренинги, игры, различные мероприятия). Однако особое место в социальном обучении занимает организация взаимодействия личности со средой, координация воспитательных усилий общества в целом, социальных групп, семьи, различных социальных институтов и учреждений. Социальное обучение отрицает механическое навязывание человеку готовых социальных норм, поскольку каждая человек имеет индивидуальные биологические и психологические особенности, проходит социализацию в определенном социуме, а потому по-разному реагирует на одинаковое влияние.

Социальное образование, по мнению подавляющего большинства исследователей, является ведущим фактором социализации; процессом и результатом целенаправленной, педагогически организованной и планомерной деятельности, осуществляемой в интересах индивида и общества, к которому он принадлежит. Социальное образование является высокой степенью и площадью сочетание социального воспитания и социального обучения. Результатом социального образования является достигнутый каждым индивидом или группой людей уровень социальности, социальной ориентации и функционирования.

Основные компоненты социально-педагогической работы

Интегрированным результатом социально-педагогической деятельности во взаимодействии ее трех основных компонентов - социального воспитания, обучения и образования – есть социальность личности, представляет собой качественную ступень развития человека как социального существа, способность человека взаимодействовать с социальной средой, единство личного и коллективного и одновременно - проявление социальной сущности человека на индивидуальном уровне, то есть способности быть источником собственной активности, проявлять индивидуальное творческое отношение к общественной жизни.

Учитывая вышеизложенное и опираясь на теоретические обобщения И. Зверевой, О. Беспалько, А. Капской, С. Харченко, Л. Завацкого, Л. Мардахаева, В. Никитина и других, есть достаточные основания для определения понятие социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, заключается в обеспечении образовательно-воспитательными средствами целенаправленной социализации, создании благоприятных условий для всестороннего развития, саморазвития и самореализации личности.

Социально-педагогическая деятельность, таким образом, является социальной по направлению и педагогической по содержанию. Структурный подход к определению социально-педагогической деятельности позволяет рассматривать ее как сложную систему взаимосвязанных компонентов, содержательный анализ которых позволит уточнить и расширить предоставлено нами определение.

Объектами социально-педагогической деятельности являются лица или социальные группы, которые нуждаются в поддержке и помощи в процессе социализации на разных возрастных этапах (лица с ограниченными возможностями; осужденные, лица с различными видами девиантного поведения; безработные; жертвы физического, психического и сексуального насилия; лица, больные СПИДом, и жертвы аварии на Чернобыльской ЧАЭС; одаренные, педагогически запущенные, беспризорные дети; дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, неблагополучные семьи и т.д.).

Общей целью социально-педагогической деятельности ученые считают образования благоприятных условий социализации личности, конкретизируется в целом ряде задач:

  • образование благоприятных условий для всестороннего (физического, психического и социального) развития личности на основе выявления и развития задатков и способностей;
  • удовлетворения всех потребностей личности, прежде всего, самореализации на основе раскрытия и использования творческого потенциала;
  • формирования индивидуальности и способности к преобразовательной деятельности на основе полученных знаний и опыта;
  • оказание комплексной (социальной, психологической, педагогической, правовой, экономической, медицинской, организационной) помощи и поддержки;
  • предупреждение и минимизация негативного воздействия факторов социальной среды;
  • и другие.

Основополагающими принципами, лежащими в основе социально-педагогической деятельности, выступают: социально-политические (законности и прав человека, государственного подхода к организации деятельности, связь с конкретными условиями жизнедеятельности личности или социальной группы), психолого-педагогические (Содействие самореализации личности во всех сферах жизнедеятельности, дифференцированного и индивидуального подхода, целеустремленности, системности), организационные (компетентности, интеграции, контроля и проверки исполнения), специфические (гуманизма, демократизма, независимости, клиентоцентризму, опоры на потенциальные возможности человека, конфиденциальности, толерантности, максимизации социальных ресурсов).

К сферам социально-педагогической деятельности принадлежат общеобразовательные учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения, пенитенциарные учреждения, специализированные и реабилитационные учреждения для клиентов всех возрастов, специализированные службы центров ССДСМ, социально-педагогическая работа по месту жительства тому подобное.

Основными функциями социально-педагогической деятельности является коммуникативная, организаторская, диагностическая, прогностическая, охранно-защитная, предупредительно-профилактическая, социально-терапевтическая коррекционно-реабилитационная и другие.

Содержание, технологии и направления социально-педагогической деятельности прочно взаимосвязаны и переплетаются, и зависят от особенностей субъекта и объекта деятельности. К основным направлениям (содержания) социально-педагогической деятельности относятся: профилактика, адаптация, коррекция, реабилитация, ресоциализация, сопровождение, патронаж, обслуживание и т. В рамках этих направлений используются самые разнообразные формы, методы и технологии социально-педагогической деятельности, тщательно описаны в научной и методической литературе.

Поскольку понятие «работа» в словарях трактуется как «пребывание в действии; процесс превращения одного вида энергии в другой; занятия, целенаправленная работа», «круг занятий, обязанностей; служба на предприятии, в учреждении», то она является более конкретным понятием по отношению к деятельности. Деятельность - это фундаментальное философское понятие, которое является родовым по конкретному виду деятельности - определенной работы. Итак, работа - это вид деятельности, которая отличается целесообразностью и специализации. В связи с этим понятие «социально-педагогическая работа» исследовательница определяет, как разновидность социально-педагогической деятельности, осуществляемой в определенной социальной институты и направлена на точно определенный объект воздействия. Иными словами, социально-педагогическая работа характеризует социально-педагогическую деятельность в плоскости непосредственной социальной практики в четко очерченных условиях.

Итак, мы последовательно приблизились к основной цели статьи – уточнение сущности и содержания социальной работы как одной из ведущих категорий социальной педагогики, наиболее точно отражает ее практический аспект.

Замечание 2

Поскольку наши научные интересы связаны с проблемой социально-педагогической работы с несовершеннолетними осужденными в пенитенциарных учреждениях России, то основной задачей дальнейшей работы будет наполнить конкретным содержанием разработанную нами универсальную структуру социальной работы в соответствии с объектом - несовершеннолетние осужденные - и на этой основе дать определение этому понятию.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot