Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ научных публикаций по проблеме индивидуализации образовательного процесса

Анализ педагогической концепции К. Фрейне

Принцип индивидуализации образовательной деятельности был впервые предложен французским педагогом К. Фрейне.

Его индивидуальный подход был основан на том, что он предлагал использовать в обучении некоторые методы и приемы, которые будут направлены на учет индивидуальных потребностей, интересов и особенностей развития учащихся, помогут в построении такого обучения, которое будет целеориентированным и эффективным, но не стандартизированным, а индивидуально направленным.

Педагогическая концепция К. Фрейне строилась на основании разделения интеллектуального уровня развития учащихся, познавательных способностей и возможностей на несколько типов. Для обучения учащихся, относящихся к тому или иному типу, требуется применение разных стилей преподавания и разных форм организации образовательного процесса.

Интеллектуальные способности, выделенные Фрейне, делятся на следующие типы:

  1. Ориентация на творческое развитие;
  2. Ориентация на физическое развитие;
  3. Навыки решения жизненных проблем и прагматичное представление жизненных событий;
  4. Научно-ориентированная личность, стремящаяся к исследовательской деятельности;
  5. Общественно-политическая направленность деятельности.
Замечание 1

Наличие разных типов интеллектуальных способностей требует, по мнению К. Фрейне, создания особых условий организации педагогического процесса, ориентированных на гармоничное развитие личности каждого учащегося, наделенного разным уровнем умственного развития и, имеющего разные интеллектуальные склонности.

Построение образовательной деятельности, индивидуальной ориентации осуществлялось К. Фрейне на основе специальной системы планирования. На основе его концепции были открыты школы, в которых образовательный процесс строился путем составления групповых и индивидуальных учебных планов. Индивидуальные планы обучения строились, исходя из диагностики уровня интеллектуального развития учащихся. Итоги образовательной деятельности подводились на основании их сопоставления с плановыми параметрами. Каждый индивидуальный план должен был соответствовать групповому планированию. Успехи и неудачи отдельных учащихся анализировались через установление их соответствия планам группового обучения.

«Анализ научных публикаций по проблеме индивидуализации образовательного процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Школы, основанные на концепции К.Фрейне, включали в свой состав специальное образовательное пространство. Оно носило развивающий характер и, в первую очередь, было направлено на формирование навыков самостоятельности у учащихся. Поэтому, в школах создавалась система самоуправления. Она основывалась на создание стенгазеты, состоящей из четырех блоков:

  1. Я одобряю. В нем учащиеся выражали положительное мнение в адрес управленческой деятельности и иных направлений учебной работы.
  2. Я поздравляю. Он включал в себя похвалу учащихся за какие-то достижения, разрешение трудностей в образовательной деятельности, поздравления с праздниками.
  3. Я критикую. Здесь, выражалась негативная оценка различных аспектов образовательной деятельности и несогласие с чем-либо.
  4. Я предлагаю. Ориентирован на выражение своего мнения и идей, различных предложений, касающихся хода обучения.

Данные блоки газеты способствовали созданию каждым учащемся своей индивидуальной учебной среды, которая будет отвечать их индивидуальным потребностям и соответствовать групповой образовательной деятельности. Такое обучение носило продуктивный характер и минимизировало проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности на разных ее этапах.

Анализ взглядов Ковалевой Т.М. на индивидуализацию образовательной деятельности

Среди современных концепций образовательной деятельности, ориентированной на индивидуализацию образовательного процесса, можно выделить взгляды доктора педагогических наук, президента межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяны Михайловны Коваленко.

Коваленко рассматривает индивидуальное обучения, как способ развития учащегося, создание им самостоятельного образовательного маршрута, отвечающего его возможностям, потребностям и интересам. Это ставит учащегося на один уровень с педагогом, т.е. он становится субъектом образовательной деятельности и сам строит свое обучение.

Коваленко акцентирует внимание на том, что в России, система индивидуального обучения полноценно не внедрена в образовательное пространство. Это обусловлено тем, что учащемуся не предоставляется возможности самостоятельного формирования содержания своего обучения, выбора направлений деятельности и, изучаемых дисциплин.

Индивидуальное обучение рассматривается только в качестве способа самостоятельного развития учащегося, открытия им пути к собственным знаниям, умениям и навыкам. Учащиеся обучаются самостоятельному решению своих проблем, поиску путей и способов решения трудностей, возникающих в обучении.

Построение учащимся индивидуального образовательного маршрута является творческим процессом, т.е. учащийся ищет себя, свой путь развития, формируя проект своего продвижения в образовательной сфере, ориентированный на достижение конкретных целей, с учетом своих возможностей.

Построение индивидуально-образовательного маршрута является высшей ступенью развития учащегося, отражающей его личностное самоопределение и саморазвитие.

Основы построения индивидуально-образовательного маршрута по Е. А. Александровой

Согласно мнению ученого-педагога Е.А. Александровой, индивидуальное обучение базируется на построение индивидуально-образовательного маршрута (ИОМ) каждым учащимся. Он необходим для того, чтобы учащихся смог самоопределиться в социальной деятельности и личностном плане.

Проектирование ИОМ осуществляется на основе сотворчества педагога и учащегося. Он формируется в ходе сопровождения педагога развития учащегося и реализуется в следующей последовательности уровней сопровождения педагога:

  1. Адаптационный уровень. Он основывается на внедрении учащегося в образовательное пространство и его привыкание к нему.
  2. Оказание педагогом помощи и поддержки учащемуся в приведении его к высокому уровню успешности усвоения образовательной программы по тем показателям, которые отвечают уровню обучения в данном образовательном учреждении.
  3. Актуализация потребности учащегося в самовыражении, саморазвитии, самоутверждении в разных видах деятельности, не относящихся к образовательной. На данном уровне, учащийся должен самоопределиться в своем развитии.
Дата последнего обновления статьи: 02.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot