Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики

Условия формирования логического мышления на уроках математики в начальной школе

Определение 1

Логическое мышление – это процесс мыслительной работы, опирающийся на логические конструкции, приводящие к разумным умозаключениям и аргументированным выводам по рассматриваемому вопросу.

Развитие логического мышления начинается с младшего школьного возраста. Его формированию придается особое значение, поскольку оно начинает свое активное развитие и приобретает более конкретный характер. В этой связи, уделяется особое внимание формированию дошкольником разнообразных мыслительных операций, которые активируют логику и ее развитие.

Математика играет особую роль в формирование логического мышления. Это связано с тем, что математические задачи, разнообразные вычислительные операции требуют активной работы мышления. На уроках математики учащиеся сравнивают объекты, дифференцируют их по различным основаниям, подсчитывают количество, складывают и вычитают. Все это учит мыслить.

Основными условиями развития логического мышления младших школьников на уроках математики являются:

  1. Вариативность применяемых технологий, методов и средств работы. Инновационные подходы в обучении наиболее актуальны для уроков математики. Они содержат компоненты деятельности, ориентированные на формирование разнообразных мыслительных операций.
  2. Уход от механического запоминания информации. Механическое запоминание не помогает в развитии мышления вообще и не активизируют логическое мышление учащегося.
  3. Лимитированность объемов предоставляемой информации. На одном учебном занятии необходимо дать столько новой информации, сколько учащийся данной возрастной категории способен освоить. Объем должен быть доступным и неполным, чтобы мотивировать к дальнейшему познанию и активизации логики.
  4. Использование заданий на составление логических рядов. Такие задания связаны с поиском объекта в математическом ряду, отличающегося от остальных, составлением последовательности чисел, формировании ряда из геометрических объектов и т.д.
  5. Использование математических ребусов, кроссвордов и загадок. Они не только активизируют мыслительную работу, но и делают уроки более увлекательными, формируя интерес к математике.
  6. Использование заданий на размышление.
«Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

К концу начального школьного обучения, учащиеся должны овладеть навыками анализа и синтеза, обобщения, сравнения и классификации. Для этого на уроках математике на каждом году обучения используются разнообразные приемы, задействующие логическое мышление учащегося и, приводящие к его последовательному развитию и совершенствованию.

Приемы развития логического мышления в 1 и 2 классах начальной школы

На начальном этапе школьного обучения и познания математической науки, учащимся дают разные задания на развитие логического мышления. Оно формируется на основе использования следующих приемов:

  1. Развитие навыков выделения свойств объектов. Учащиеся рассматривают разные объекты и выделяют в них по паре свойств. Хорошо использовать геометрические фигуры.
  2. Выделение общих и отличительных свойств объектов. Как правило, на уроках математики рассматриваются формы объектов, их величины, числовые параметры. Учащиеся выделяют свойства объектов, а затем их сравнивают, выделяя количество одинаковых свойств и количество отличительных свойств. Также, могут быть использованы математические выражения, в которых требуется найти что-то общее. Например: 5 + 2 и 2 + 1; 4 + 4 и 5 + 3.
  3. Задания на продолжение числового ряда. Используются разнообразные числовые ряды, в которых нужно дописать одну или две цифры. Например: 3, 5, 7, 9, 11 … 1, 4, 7, 10 …
  4. Освоение нумерации. Учащимся даются задания на сравнение разных чисел. Например, 34 и 43, 56 и 68, 89 и 79 и т.д. Это учит сравнивать, анализировать данные, устанавливать между ними разные связи и зависимости.
  5. Анализ высказываний. Даются разнообразные высказывания и требуется определить их верность. К примеру: «Если сложить два одинаковых числа, то получиться двузначное число» или «Если разделить любое число на 1, то получиться ноль» и др.

Приемы развития логического мышления в 3 и 4 классе начальной школы

На третьем году обучения, учащиеся обладают более расширенными математическими знания. Это обуславливает усложнение заданий, используемых на уроках, ориентированных на развитие логического мышления учащихся.

Используются следующие приемы работы:

  1. Сравнение объектов с обоснованием выводов. Даются разные примеры, которые связывает между собой единый вывод. Его необходимо сформулировать. Например: 20 + 21, 21 + 22, 22 + 23, 23 + 24, 24 + 25, 25 + 26. От учащихся требуется сделать вывод о том, что сумма двух последовательных чисел ряда дает нечетное число или: 50 - 49, 20 - 19, 10 - 9. Здесь формулируется вывод о том, что разница между последующим и предыдущим числом ряда равна единице.
  2. Сравнение неравенств. Неравенства сравниваются посредством их решения, выделения в них свойств и нахождения различий. К примеру, даются неравенства: 9 > 4, 52 > 4.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot