Понятие, цели и задачи вирусного маркетинга
Популярной техника ведения рекламной кампании, при которой сами потребители являются источниками информации об организации, ее продукции и бренде, является вирусный маркетинг.
В основе вирусного маркетинга лежит деление полезной информацией с другими людьми (родные, друзья, знакомые или подписчики в социальных сетях). Далее этой же информацией делится следующий человек и так продолжается по цепочке, охватывая большое количество возможных будущих клиентов компании или приверженцев бренда. Это и является причиной названия вирусного маркетинга.
Вирусный маркетинг – это распространение рекламной информации о товаре или услуге посредством передачи ее от одного пользователя к другому. Сообщение должно не просто цеплять людей, а провоцировать делиться им с друзьями и знакомыми в социальных сетях и при встречах вживую.
Вирусный маркетинг преследует те же цели и задачи, что и другие инструменты маркетинговых коммуникаций.
Основные цели вирусного маркетинга:
- развлекательные;
- информирующие;
- напоминающие;
- обучающие;
- продающие.
Вирусный маркетинг нацелен на развлечение целевой аудитории, которая заинтересовывается сообщением и начинает делится с друзьями. В вирусное сообщение необходимо включать информацию о преимуществах товара таким образом, чтобы аудитория не приняла его за рекламу. Также сообщение должно содержать символику компании, бренда и сведения о товаре для напоминания о себе. Четвертая цель предполагает обучение пользователя правильному использованию товара в вирусной рекламе. И последняя цель, несмотря на ее явное скрытие, вирусный маркетинг способствует росту продаж.
Вирусный маркетинг является эффективным инструментом привлечения целевой аудитории, который самостоятельно распространяется онлайн между пользователями посредством «лайков», «репостов», скачиваний и т.д.
Основные разновидности вирусного маркетинга
Выделяют несколько видов вирусного маркетинга:
- pass-along (обмен видеороликами, модулями и другими материалами);
- incentivized viral (предполагает награду за действие потребителей);
- undercover (создание шума до запуска сайта или внедрения продукта на рынок);
- buzz (организация флешмобов).
Первый вид вирусного маркетинга является самым дешевым и самым популярным, но требующим творческого подхода. Это передача ссылок на видео, где присутствует реклама, друзьям и знакомым. Рекламодатель создает и запускает «цепляющий» видеоролик или изображение, а распространяют его уже пользователи бесплатно. Ключевым моментом является создание креативной вирусной идеи, а дальше целевая аудитория все сделает за компанию.
Применение второго вида вирусного маркетинга имеет успех, если выстроена долгосрочная рекламная кампания, предусматривающая активное участие потребителей («Приведи друга и получи подарок»).
Третий вид является не таким дешевым, но работающим способом привлечения внимания целевой аудитории. Его суть заключается в создании интригующих рекламных материалов до выпуска продукции или запуска сайта. Цель – формирование шума и бурного обсуждения вокруг будущего нового открытия.
Последний вид вирусного маркетинга предполагает организацию флешмобов. Это заранее спланированная акция, при которой большая группа людей по оговоренному сценарию выполняют конкретные действия в конкретном месте. Такие мероприятия часто носят социальный характер.
Технология вирусного маркетинга
Секрет вирусного маркетинга состоит в том, что он применяет привычку людей делится определенной информацией (смешные ролики, музыкой, фотографиями, новыми покупками и т.д.). Сейчас такие сведения распространяются в основном через Интернет.
Человек, который удовлетворен и доволен продуктом, услугой или обслуживанием, расскажет об этом трем своим знакомым, в неудовлетворенный – десяти. Поэтому основой вирусного маркетинга является данная особенного поведения потребителей.
Такими потребителями или проводниками вирусного маркетинга могут выступать различные объединения людей:
- трендсеттеры (от английского выражения «to set trend», т.е. вводить тенденцию) – это специально обученные и наемные агенты, которые могут быть актерами или совершенно обычными людьми;
- люди, обладающие повышенной покупательской способностью или предрасположенность к покупке определенных товаров (это покупатели – держатели карт лояльности).
Технология вирусного маркетинга предполагает четыре этапа:
- посевная (формирование бюджета и запуск вирусного материала);
- поддержание шума (эффективный инструмент – сарафанное радио);
- мониторинг мнений и распространений вируса;
- оценка эффективности вирусных мероприятий.
Анализ эффективности предполагает качественную и количественную оценку. Качественная метрика показывает количество размещенных ссылок на рекламную информацию на личных аккаунтах людей, а также упоминании о товаре в СМИ.
Количественный показатель эффективности вирусного маркетинга отражает следующие данные:
- число переходов по ссылкам;
- число ссылок, выставленных пользователями;
- число активных пользователей;
- время нахождения на конкретной странице.
Инструменты вирусного маркетинга
Вирусный маркетинг набирает обороты, так как имеет высокий охват аудитории, рекордную скорость распространения информации, а также является тагретированым.
Выделяют несколько инструментов вирусного маркетинга, которые приводят компании к успеху на рынке:
- вирусное видео;
- вирусные картинки;
- вирусный текст;
- вирусные приложения.
Видео является самым популярным инструментом вирусного продвижения. Видеоролики должны максимально влиять на эмоции потребителей и обеспечивать актуальность рекламного вирусного сообщения. Обычно видео размещают на известных и широко используемых видеохостингах (YouTube, социальные сети, а также телевизионные каналы).
Самый простой инструмент вирусного маркетинга являются картинки. Они должны быть легко воспринимаемыми и запоминающими. Существуют некоторые виды вирусных картинок в сети. Это демотиваторы, фотожабы, комиксы, мемы и др.
Вирусный текст (контент) написать довольно тяжело, но они имеют успех у любителей почитать статьи. Текст может носить информационный, экспертный или разоблачающий характер.
Популярным вирусным приложением является Инстаграм. В этой социальной сети есть функции превращения фотографий в стилизованные картины, наложения усов, бороды, ушек животных в режиме реального времени.