Понятие и виды маркетинга инновационных технологий
Каждый год товарный ассортимент компаний обновляется, растет доля новинок. Новые потребности и сходство между конкурирующими брендами заставляет маркетологов искать пути продвижения продукции и привлечения потребителей.
Традиционный маркетинг еще не умер, но его подвинул нетрадиционный инновационный маркетинг. Эволюция инновационной теории маркетинга связана с появлением новых видов маркетинга, которые формируют нестандартные подходы к деятельности компании на рынке.
Инновационный маркетинг - это вид производственно-хозяйственной деятельности компании, который направлен на оптимизацию и контроль за инновационной и производственной и сбытовой деятельностью, на основе исследования рыночных условий функционирования организации и активного влияния на них.
Инновационный маркетинг включает:
- проведение маркетинговых исследований рынка новинок, в том числе и перспективный вывод инноваций на новые рынки;
- оценка потенциального промышленного потребления и спроса на инновации (динамика объемов потребления, изучение сегментов рынка, определение их объемов, анализ платежеспособного спроса потребителей, структура спроса, оценка предпочтений потребителей, оценка емкости рынка, изучение тенденций и перспектив развития рынка);
- исследование конкуренции (выявление главных конкурентов, их долей на рынке, ильных и слабых сторон, анализ товарной, ценовой, сбытовой политики и политик продвижения конкурирующих компаний);
- оценка ценовой политики и анализ структуры цены.
Виды инновационного маркетинга:
- нейромаркетинг;
- когнитивный и сенсорный маркетинг;
- интернет-маркетинг (мобильный, вирусный и партизанский, блог-маркетинг, buzz-маркетинг);
- событийный маркетинг (event-маркетинг);
- маркетинг взаимоотношений или партнерских отношений.
Объектом инновационного маркетинга является интеллектуальная собственность, новые товары, услуги, процессы, рынка, способы продвижения продукции и т.д.
Этапы инновационного маркетинга
Главная отличительная черта инновационного маркетинга – это распределение и разработка стратегического направления, которое связано с внедрение товара или услуги на рынок, определение конкретных шагов.
Выделяют четыре этапа маркетинга инновационных технологий:
- инновационный маркетинг начинается с исследования макроэкономических процессов в стране: темпы развития инфляции, платежеспособность населения и темпы ее развития, масштабы производства однородной продукции, изменения в налоговой политике и т.д.
- тактика инновационного маркетинга (использовании различных технологий);
- инновационные методы маркетинга;
- «портфельный анализ».
Тактика инновационного маркетинга – это применение различных технологий. Данный этап начинается с точного анализа конкурентоспособности продукта. Данный этап направлен на исследование потребительского спроса посредством опросов в торговых точках. После сбора данных осуществляется анализ, при котором определяется вид продукции, который будет иметь успех на рынке.
Инновационные методы маркетинга – это изучение конкурентных свойств товара, представление его позиций между однотипной продукцией.
Последний этап – это портфельный анализ. Он основан на изучение всех видов предпринимательской деятельностью, выделение более рентабельных. Эти действия идут на продвижение товаров, которые наиболее конкурентоспособные и привлекательные для потребителей посредством разработки стратегии инновационного маркетинга. Далее воплощается выбранная стратегия, предусматривающая получение значительной прибыли. В этом случае необходимо четко определить товар, который будет реализовывается, установит оптимальные цены, способы реализации и сегмент рынка, на котором и будет распространятся продукция.
Стратегии инновационного маркетинга
В сфере инновационных технологий маркетинговые стратегии бывают следующих видов:
- стратегия повышения уровня цен;
- стратегия проникновения на рынок;
- «престиж»;
- стратегия, основанная на мнении потребителя.
Первая стратегия используется в случаях отсутствия конкурентов и выпуска нового товара, о котором еще никто не знает. Благодаря данной стратегии есть возможность получения существенных доходов от платежеспособных покупателей. Далее компания может снизить цены и перейти на другой сегмент рынка.
Вторая стратегия применяется тогда, когда товар имеет небольшую стоимость, поскольку на рынке существует большое количество продукции, которые могут конкурировать.
Стратегия «престиж» - это стратегическое направление инновационного маркетинга, применение которого заключается в том, чтобы убедить потребителей, что высокие цены – это признак качества товара.
Основой последней стратегией является мнение потребителя. При осуществлении этой стратегии осуществляется исследование и оценка спроса на определенную продукцию и установление доступных цен для потребителей.
Некоторые компании, в процессе разработки своих стратегий, применяют инновации не только в самом товаре, но и в миссии компании. Компания Apple имеет следующую миссию – обеспечить студентов, преподавателей и людей, занимающихся творчеством на профессиональном уровне лучшими персональными компьютерами по всему миру благодаря применению инновационных технологий.
Компания Nike является мировым лидером спортивной одежды и обуви и призывает свой персонал дарить вдохновение и инновационные решения каждому спортсмену-атлету в мире.
Компания Target – это сеть розничных магазинов. Ее миссия – стать предпочтительным местом для покупок благодаря инновационным технологиям, исключительным предложением и превосходить все ожидания потребителей.
Помимо всего инновация – это риск, поскольку повышение уровня затрат на производство товара может привести даже к банкротству компании. Освоение и использование новых технологий несет ряд последствий, которые влияют на деятельность конкретных предприятий и всего мира в целом.