Социальные сети и маркетинг
Социальная сеть – онлайн-сервис, платформа, предназначенная для организации взаимоотношений разного рода между людьми с использованием сети Интернет.
С точки зрения маркетинга социальная сеть представляет собой очень значимый ресурс. На данных платформах Интернет-пользователи размещают персональную информацию, начиная от демографических характеристик и заканчивая интересами, которые выражаются участием в различных социальных группах. По данным аналитиков, каждый второй пользователь русскоязычной сети Интернет пользуется социальными сетями. Именно поэтому социальные сети являются важнейшим инструментов Интернет-маркетинга, позволяя компаниям обеспечить эффективный охват большой части целевой аудитории.
Маркетинг социальных сетей (social media marketing, SMM) – набор инструментов привлечения внимания к бренду (компании, продукту), предполагающих использование социальных сетей.
SMM рассматривает социальные сети в качестве каналов продвижения и способов решения различных бизнес-задач компании. Смысл маркетинга социальных сетей схож с вирусным маркетингом – компания старается создать какой-либо контент, который будет в дальнейшем распространяться среди целевой аудитории без ее участия. В основе SMM лежит мнение, что люди испытывают большее доверие к информации из социальных сетей по сравнению с рекламой из-за социальных связей, которые лежат в основе распространения контента и межличностного взаимодействия.
Преимущества SMM
По сравнению с традиционными инструментами и методами продвижения маркетинг социальных сетей имеет ряд преимуществ:
- Относительно невысокая стоимость эффективного рекламного контакта и кампании по продвижению в целом;
- Широкий охват целевой аудитории – социальные сети превосходят по популярности все другие существующие информационные ресурсы, кроме поисковых систем, и являются наиболее активно растущим Интернет-ресурсом;
- Быстрая обратная связь – общение с потенциальными и реальными клиентами через социальные сети позволяет компании обеспечить оперативную реакцию и корректировать стратегию продвижения, основываясь на мнении потребителей;
- Повышение уровня лояльности аудитории за счет приближения бренда к клиентам, его «очеловечивания» - реклама в социальных сетях меньше раздражает потребителей, чем традиционные рекламные инструменты, и воспринимается в большей степени как рекомендации знакомых или уважаемых людей;
- Социальные сети практически не подвержены влиянию внешних политических и экономических факторов, а также кризисов;
- Создание лояльной базы потребителей с помощью использования аналитических инструментов социальных сетей.
Ключевые инструменты SMM
Широкое распространение Интернета в целом и социальных сетей в частности привело к созданию и увеличению перечня инструментов social media. Совершенствование технологий постоянно приводит к дополнению этого перечня, но основными можно считать следующие группы (виды) инструментов:
- Сообщества бренда – сообщества, посвященные компании или конкретному продукту, поддерживаемые сотрудниками компании;
- Нишевые социальные сети – использование для продвижения закрытых тематических сообществ, продвижение через мобильные приложения и рекомендательные площадки;
- Развитие собственных информационных площадок – корпоративный блог, видеоблог, RSS-маркетинг и т.п.;
- Продвижение контента – размещение аудио, видео и фото, электронных книг и другого содержимого;
- Интерактивные акции – флешмобы, вебинары, опросы, акции тестирования и игры;
- Интерактивные элементы – промо-приложения, виджеты и т.п.;
- Работа с лидерами мнений – привлечение «звезды», уважаемой личности для участия в кампании продвижения через социальные сети;
- Вирусный маркетинг – создание информационных поводов, распространение различных информационных объектов, быстро приобретающих популярность у целевой аудитории;
- Персональный брендинг – продвижение какой-либо личности (например, руководителя компании);
- Активная коммуникация – общение в социальных сетях с целевой аудиторией;