Понятие, принципы и функции маркетинга персонала
Основная цель всех мероприятий маркетинга персонала (HR-маркетинга) – это установление контроля на рынке труда. HR-маркетинг позволяет осуществлять рекрутинг рабочей силы.
Маркетинг персонала – это вид управленческой деятельности, которая направлена на долговременное обеспечение компании рабочей силой, выявление источников и способов обеспечения этой потребности.
Маркетинг персонала включает:
- проведение исследования рынка труда;
- изучение характеристик кандидатов, их требований и возможностей;
- влияние на субъективное восприятие кандидатом преимуществ места в компании, т.е. проведение рекламы должностей;
- формирование резерва потенциальных кандидатов внутри предприятия.
В работе с персоналом преобладает предпринимательско-рыночный подход. В этом случае труд, его условия и рабочие места рассматриваются как продукты маркетинга. Компании в странах Западной Европы применяют методы маркетинга в управление кадрами с 1970-х гг. Подходы, которые они используют для определения состава и содержания задач HR-маркетинга, позволяют выделить два основных принципа:
Первый принцип – это маркетинг персонала в широком смысле. Это некая философия или стратегия управления человеческими ресурсами. Сотрудники рассматриваются как внешние и внутренние клиенты компании.
Главная цель данного маркетинга – оптимальное применение трудовых ресурсов посредством формирования максимально благоприятных условий работы, которые способствуют повышению эффективности деятельности, развитию в каждом работнике лояльности по отношению к компании. В сущности, это «продажа» предприятия своему персоналу.
Второй принцип – это маркетинг персонала в узком понимании. В этом случае HR-маркетинг представляет собой особую функцию службы менеджмента персонала, которая направлена на определение и обеспечение потребности компании в кадрах.
Выделяют две функции маркетинга персонала:
- информационная;
- коммуникационная.
Первая функция заключается в формировании информационной основы для планирования в сфере рыночного сегментирования.
Вторая функция направлена на установление и реализацию способов удовлетворения потребности компании в кадрах, а также создание положительного имиджа предприятия.
Направления и виды HR-маркетинга
Маркетинг персонала является относительно новым понятием в системе управления. Он представляет собой сложный взаимосвязанный процесс по реализации целей предприятия и персонала с помощью исследования рынка труда, потенциальных работников.
Ключевая цель HR-маркетинга состоит в обеспечении потребности в сотрудниках в необходимом количестве и качестве. Задача маркетинга персонала – это изучение ситуации на рынке труда для эффективного обеспечения компании персоналом.
Специалисты по управлению персоналом используют маркетинг в своей деятельности как систему, которая позволяет оценить состояние рынка человеческих ресурсов, тенденции и перспективы его развития и принимать обоснованные решения в области обеспечения занятости и трудоустройства.
Маркетинговый подход в области управления персоналом включает два направления:
- маркетинговое управление персоналом компании;
- управление маркетингом персонала в компании.
Эти два направления тесно связаны с единым процессом, а именно с маркетингом персонала или HR-маркетингом.
Первое направление рассматривается как часть стратегии менеджмента персонала. Целью является оптимальное применение трудовых ресурсов посредством создания соответствующих условий работы. Успех персонал-маркетинга измеряется не количеством сотрудников, а обеспечением стремления лучших работников оставаться трудиться в компании.
Второе направление определяет маркетинг как инструмент менеджмента, который направлен на выявление и обеспечение необходимости предприятия в кадрах на основе имеющейся информации о рынке труда.
Различают два составляющих HR-маркетинга: внутренний и внешний маркетинг. Первый ориентирован на эффективное обучение и мотивацию труда персонала, которые работают непосредственно с клиентами компании. Для этого необходимо обеспечить благоприятную атмосферу и условия работы, чтобы все сотрудники трудились в едином сплоченном коллективе.
5 факторов привлекательности компании как места работы:
- перечень задач и ответственности сотрудника;
- возможности повышения по карьерной лестнице;
- возможности обучения и повышения квалификации;
- производственный климат;
- мотивация и стимулирования труда с помощью льгот, дотации и т.д.
Внешний маркетинг персонала состоит в том, что соответствующие инструменты и подходы организация реализует на внешнем рынке. Главная задача маркетинга персонала – так называемое «внешнее профилирование компании». Это передача потенциальным кандидатам на вакансию позитивного настроя на организацию и обеспечение ее профессионалами.
Особенности политики маркетинга персонала
Маркетинговая деятельность в сфере персонала – это совокупность взаимосвязанных этапов по созданию и реализации плана маркетинга персонала.
Политика маркетинга персонала состоит из нескольких этапов:
- проведение маркетинговых исследований в области маркетинга персонала;
- изучение рынка труда и обоснование источников обеспечения потребности компании в кадрах;
- выявление вариантов привлечения персонала;
- оценка источников и путей с позиции их соответствия требованиям количественных и качественных параметров потенциальных работников, затрат, связанных с использованием того или иного источника и способов привлечения сотрудников;
- принятия кадрового решения.
Маркетинговая политика в области управления человеческими ресурсами, как и любая другая, основана на изучении внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы:
- состояние рынка человеческих ресурсов;
- развитие технологии;
- развитие трудового законодательства;
- кадровая политика конкурирующих компаний;
- особенности социальных потребностей.
Внутренние факторы:
- разработка профессиональных требований к персоналу;
- выявление количественной и качественной потребности в кадрах;
- определение расходов на приобретение и использование персонала;
- выбор источников и способов покрытия потребности в кадрах.
Маркетинг персонала – это инструмент для эффективной работы с работниками компании, который является составной частью стратегии и тактики выживания предприятия в конкурентной борьбе.