Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Процесс планирования маркетинга

Понятие, функции и принципы планирования маркетинга

Определение 1

Под планированием маркетинга понимают систематический процесс, который включает анализ маркетингового потенциала и ресурсов, формулирование маркетинговых целей и задач и составление плана реализации маркетинговых мероприятий и контроля за его исполнением.

В область планирования маркетинга входят следующие объекты:

  • обслуживание наиболее прибыльных целевых клиентов;
  • завоевание новых потребителей;
  • расширение рынков сбыта,
  • лидерство на рынке, возможность обойти конкурентов;
  • анализ тенденций и закономерностей развития рынка;
  • повышение доходов;
  • оптимальное распределение и использование ресурсов;
  • снижение угроз;
  • выявление сильных и слабых сторон предприятия.

Отсутствие четкого планирования маркетинга затрудняет множество процессов в компании, а именно:

  1. управление НИОКР;
  2. управление разработкой новинок;
  3. формирование необходимых стандартов для поставщиков;
  4. направление усилий торгового персонала;
  5. формулирование достижимых целей реализации продукции;
  6. уклонение от влияния фирм-конкурентов или изменений на рынке.

В рамках планирования маркетинговой деятельности разрабатывается план маркетинга.

Определение 2

Маркетинговый план – это официальный документ компании, являющийся частью стратегического плана развития компании, в котором прописываются основные цели и методы, способы их достижения

Различают стратегический и оперативный план маркетинга.

Стратегический план маркетинга разрабатывается на три-пять лет. Он включает в себя долгосрочные цели и стратегии маркетинга с указанием необходимых ресурсов для их выполнения. На основе стратегического плана разрабатывается годовой маркетинговый план.

«Процесс планирования маркетинга» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Годовой или оперативный план маркетинга представляет собой описание маркетинговой ситуации, целей функционирования компании на рынке, маркетинговые стратегии на текущий год.

Функции маркетингового плана:

  • познавательная;
  • координационная;
  • мотивационная;
  • контроль.

Принципы планирования маркетинга:

  1. принцип целевой ориентации (включает формы и методы рыночного участия, приводит к достижению миссии предприятия с учетом влияния внутренних и внешних факторов рыночной среды, их комплексного прогнозирования);
  2. принцип информационной обеспеченности (способствует формированию достаточной информационной базы);
  3. принцип ресурсной достаточности (увязка основных компонентов планирования в пространстве и во времени с наличием ресурсов и возможностей);
  4. принцип стимулирования планирования (ориентация на разработку системы приемов и способов, которая будет повышать заинтересованность всех участников планирования в получении положительных результатов деятельности компании);
  5. принцип мастерства планирования (умение выбрать и использовать оптимальный вариант стратегического плана для сокращения рисков и получения максимальной прибыли).

Этапы процесса планирования маркетинга на предприятии

Процесс планирования маркетинга на предприятии включает следующие этапы:

  • проведение анализа деятельности компании и изучение рынка;
  • принятие основных стратегических решений;
  • разработка программ маркетинговых мероприятий и действий.

В первый этап входят:

  1. оценка рыночной среды и тенденций развития рынка;
  2. изучение сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз (проведение SWOT-анализа);
  3. анализ потребностей и предпочтений потребителей, сегментирование и позиционирование;
  4. исследование деятельности и стратегий конкурентов.

Стратегические решения принимаются в следующих областях:

Программы маркетинга разрабатываются по всем элементам комплекса маркетинга в совокупности и по отдельности:

  • товары;
  • цены;
  • распределение;
  • продвижение.
Замечание 1

В компаниях различных сфер деятельности планирование маркетинга осуществляется по-разному. Это касается содержания плана, времени планирования, последовательности разработки, организации планирования.

Содержание плана маркетинга может включать цели и программы выполнения различных маркетинговых функций: исследование, разработка товарной и ценной политики, продвижение, сбыт и др.

SWOT-анализ как инструмент планирования маркетинга

Задачей SWOT-анализа как инструмента принятия решений для компании, действующей на рынке с сильной конкуренцией, будет определение проблемных зон по сравнению с конкурентами, а также возможностей и угроз внешней среды.

По результатам проведенного анализа компания получает информационную базу для разработки совокупности стратегий, мероприятий по конкурентной борьбе, оптимизации бизнес-процессов и т. д.

Определение 3

SWOT-анализ — ϶ᴛᴏ выявление факторов внутренней и внешней среды, оказывающих влияние на деятельность компании.

Эти факторы делятся на четыре группы:

  • сильные стороны;
  • слабости;
  • возможности;
  • угрозы.

В рамках исследования рынка и анализа позиций компании, ее потенциала и конкурентных возможностей изучаются следующие параметры:

  1. результативность текущей маркетинговой стратегии;
  2. сильные и слабые стороны, возможности и угрозы;
  3. конкурентные преимущества компании в ценовой политике и финансировании различных маркетинговых мероприятий;
  4. стабильные позиции предприятия на фоне основных конкурентов;
  5. стратегические проблемы.

Исследование факторов внутренней среды организации по отношению к внешней выявляется наличие стратегических перспектив и возможностей их реализации. Единственное, компания должна адаптироваться под изменения во внешней среде, на появление возможных угроз и уметь их преодолевать. Для этого необходимо пересмотреть методику управления развитием компании с позиции ранее достигнутых результатов, оценить внутренние факторы (освоенные товары, новые технологии инновации) и ограничения, которые может наложить неопределенная внешняя среда на деятельность предприятия.

Дата написания статьи: 24.01.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot