Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Виды планирования маркетинга

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Виды планирования маркетинга

Роль планирования в маркетинге и его основные виды

Планирование маркетинга – это необходимый элемент системы отношений субъектов рынка. Его суть состоит в предупреждении влияния на эффективность маркетинговой деятельности предприятия в рамках разработанной схемы или стратегии поведения.

Маркетинговое планирование является процессом заранее разработанного, оцененного и принятого комплекса маркетинговых решений. Их реализация позволит повысить вероятность благоприятных последствий согласования спроса и предложения, удовлетворения потребностей потребителей и получения ожидаемой прибыли.

Замечание 1

Главная цель планирования маркетинга – это минимизация предпринимательского риска благодаря снижению степени неопределенности и концентрации ресурсов организации на прибыльных направлениях ее деятельности на рынке.

Это, а также разработка схемы будущей работы фирмы для получения запланированных результатов при меньших вложениях и в конкретный временной период и являются основными преимуществами осуществления планирования маркетинговой деятельности.

Планирование позволяет прогнозировать изменения рыночной ситуации и способствует созданию подходящих условий для следующего:

  • описание вероятного развития событий на рынке;
  • оценка возможной реакции на изменения во внешней среде;
  • управление усилиями сотрудников предприятия;
  • сглаживание или устранение конфликтных ситуаций;
  • снижение нерациональных действий в случае непредвиденных ситуаций;
  • обеспечение взаимодействия между исполнителями маркетинговых планов.

Критерии классификации планирования маркетинга:

  1. срок действия (краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование);
  2. способ разработки планов маркетинга (планирование «сверху-вниз», планирование «снизу-вверх», планирование «цели вниз-план вверх»);
  3. цели планирования (разделение планов по их применению в планировании определенных процессов в компании: бизнес-план, проект создания новой продукции, производственный план, план управления компанией);
  4. содержание или широта охвата проблем объекта планирования (интегрированные общие планы; не интегрированные отдельные планы; планы оборота и реализации; план маркетинговых мероприятий; план маркетингового исследования; план обеспечения необходимой информацией);
  5. точность или глубина изучения маркетинговых планов (общие или глобальные планы, выявляющие перспективы развития и дополненные соответствующими мероприятиями; детальные планы, разрабатываемые для конкретной ситуации или маркетинговой проблемы).

Стратегическое планирование маркетинга

Стратегическое планирование маркетинга – это существенная часть деятельности любой организации, целью которой является повышение конкурентоспособности и прибыли.

Определение 1

Под стратегическим планированием маркетинга понимается управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, его возможностями, ресурсами и усилиями.

Стратегическое маркетинговое планирование включает разработку определенного перечня действий, которые приводят к подготовке стратегии маркетинга, позволяющая достичь поставленные цели.

Замечание 2

Целью стратегического маркетингового планирования является максимально возможное удовлетворение потребностей потенциальных и существующих клиентов предприятия через оптимальное использование его ресурсов и возможностей.

Стратегическое планирование маркетинга способствует достижению следующих целей организации:

  • продажа товаров высокого качества;
  • рост доли компании на рынке;
  • соблюдение оговоренных условий поставки товаров и услуг;
  • учет условий, которые выставляют конкуренты;
  • формирование благоприятного имиджа компании и положительного образа в глазах потребителей.

Основные задачи стратегического планирования в общем виде приводят к повышению прибыли, росту продаж, эффективному управлению расходами, а также улучшению социального статуса компании.

Задачи стратегического планирования маркетинга:

  • распределение ресурсов на разработку и воплощение в жизнь маркетинговых программ;
  • адаптация к изменяющимся факторам внешней среды;
  • внутренняя согласованность и формирование стратегической организационной культуры.

В процессе стратегического планирования маркетинга разрабатывается стратегический план носит долгосрочный характер (в среднем 3-5 лет). Данный план включает:

  1. маркетинговые долгосрочные цели;
  2. стратегии маркетинга;
  3. хозяйственный портфель.

Основное предназначение плана стратегического маркетинга – четко показать стратегический выбор предприятия для обеспечения его долгосрочного благоприятного развития и процветания на рынке.

Оперативное планирование маркетинга

Определение 2

Оперативное (текущее или тактическое планирование) – это описание текущей маркетинговой ситуации, целей предприятия, а также стратегий маркетинга на текущий год.

Стратегическое планирование основано на предугадывании перспектив развития предприятия на длительный период, а оперативное планирование показывает изменения в работе компании на сегодняшний момент. Оперативное планирование предусматривает постановку краткосрочных целей организации, достижение которых приводит и к решению долгосрочных задач.

Оперативное планирование предусматривает составление оперативных или тактических планов маркетинга сроком на один год. В течение этого времени они постоянно подвергаются проверкам и корректировкам.

Задачи оперативного планирования:

  • приспособление к внешней среде (составление рекламных планов, планов обслуживания клиентов, планы улучшения качества продукции и т.д.);
  • распределение ресурсов;
  • внутренняя координация (оптимизация деловых процессов в границах осуществления маркетинговой деятельности, введение новшеств, новых методов управления маркетингом, персоналом маркетингового подразделения и пр.);
  • контроль и оценка тактических показателей и результатов маркетинговой деятельности для контроля (объемы продаж, конверсия, товарооборот, число постоянных клиентов и т.д.).

Оперативное планирование способствует решению конкретных маркетинговых задач, поэтому планы разрабатываются для осуществления каждодневной деятельности маркетингового подразделения компании