Сущность международного маркетинга и разновидности маркетинга на мировом рынке
Международный маркетинг – это рыночная концепция управления международной деятельностью организации, нацеленная на запросы конечных потребителей различных стран и их удовлетворение согласно стратегическим целям оптимизации и расширения бизнеса в мировых, глобальных масштабах.
Анализ научной литературы показывает, что единого подхода к трактовке термина «международный маркетинг» нет. Разные авторы определяют его по-разному. Одни рассматривают его в качестве деятельности на мировом рынке, призванной обеспечивать более полное в сравнении с рыночными конкурентами удовлетворение конкретных потребностей и нужд потребителей. Другие отождествляют его с системой планирование, реализации, контроля и анализа комплекса мероприятий, оказывающих воздействие на многонациональную рыночную среду. Третьи и вовсе видят в международном маркетинге комплекс маркетинговых мероприятий по реализации внешнеэкономической деятельности.
Объектом международного маркетинга служит международная деятельность. В качестве базовых субъектов международного маркетинга могут выступать:
- транснациональные корпорации;
- компании, которые осуществляют международную деятельность;
- фирмы, которые являются часть компании, работающей за рубежом (дочерняя фирма или филиал компании);
- организации, которые испытывают влияние и/или контроль из-за рубежа над своей деятельностью.
Международный маркетинг предполагает реализацию маркетинговой деятельности как внутри страны базирования компании, так и за ее пределами. В общем он предопределяет маркетинговую деятельность международной компании при перемещении ее товаров, услуг и капиталов через границы государств. Помимо прочего международный маркетинг отвечает за решение вопросов, связанных с эффективной организацией импортных закупок.
Учитывая высокую степень глобализации и интернационализации современного бизнеса международный маркетинг справедливо рассматривать в качестве представительного и типичного маркетинга современного мира в условиях экономики рыночного типа. В целом справедливо говорить о том, что международный маркетинг представляет собой некое собирательное понятие, в состав которого входит разнообразный, широкий спектр его видов и подвидов.
Основные разновидности международного маркетинга представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовая типология маркетинга на мировом рынке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе традиционно маркетинга лежат экспортные поставки и все, что с ними связано. Продавец несет ответственность за товар лишь до момента его поставки. Экспортный маркетинг основан на систематическом исследовании зарубежного рынка. В случае, если речь идет непосредственно о международном маркетинге, производители получают большую часть прибылей за счет реализации за рубежом. В случае глобального рынка компания, осуществляющая маркетинговую деятельности, рассматривает весь мир как единый рынок и ведет себя соответствующим образом.
Классификация международного маркетинга
Международный маркетинг подвергается разным видам классификации по различным основаниям. Не все они пользуются высокой популярностью, однако все они заслуживают внимания.
В зависимости от количества участвующих стран международный маркетинг подразделяется на два типа:
- билатеральный маркетинг;
- мультилатеральный маркетинг.
В первом случае в отношениях международного маркетинга участие принимают все страны, объединенные односторонними либо встречными операциями. Во втором случае в участие в международном маркетинге принимают три и более стран, которые объединены последовательными операциями.
В зависимости от объекта международный маркетинг подразделяется на следующие разновидности:
- экспортный маркетинг;
- импортный маркетинг;
- внешнеторговый маркетинг;
- маркетинг научно технического сотрудничества;
- маркетинг международного производственного сотрудничества;
- маркетинг международного инвестирования;
- внешнеэкономический маркетинг.
Экспортный маркетинг в основе своей опирается на вывоз товаров, услуг, рабочей силы и капиталов из одной страны в другие страны. Импортный маркетинг опосредован эффективной организацией закупок, ввозом товаров и услуг, капиталов и рабочей силы из-за рубежа.
Внешнеторговый маркетинг основан на вопросах внешней торговли, импортного и экспортного маркетинга товаров и услуг.
Маркетинг научно-технического сотрудничества характеризуется торговлей патентами и лицензиями. Маркетинг международного производственного сотрудничества может быть описан особенностями маркетинговой деятельности при строительстве объектов за рубежом, промышленной кооперации и пр. Маркетинг международного инвестирования опосредован организацией ввоза-вывоза прямых и портфельных инвестиций.
К внешнеэкономическому маркетингу относятся не только вопросы внешней торговли, но и все прочие виды внешнеэкономических операций.
В зависимости от реализуемой компанией стратегии, будь то стратегия стандартизации или стратегия адаптации, виды международного маркетинга подразделяются на глобальный и мультинациональный. В первом случае речь идет о разработке стандартной маркетинговой программы работы на всех либо на большей части иностранных рынков, которая имеет дело с единым брендом, товаром, стандартизированной рекламной кампанией. Во втором случае имеют в виду адаптацию маркетинговых технологий согласно требованиям каждого отдельно взятого иностранного рынка.
В зависимости от характера субъекта маркетинговых действий международный маркетинг подразделяется на международный маркетинг транснациональных компаний (более передовой и технологически развитый) и международный маркетинг мелких и средних фирм (менее технологически развитый).
Наконец, по признаку использования технических средств связи международный маркетинг может быть подразделен на ТВ-маркетинге, осуществляемый по спутниковым каналам связи, и интернет-маркетинг, который включает в себя сферу электронной торговли. Помимо прочего международный маркетинг различается по видам товаров и услуг.