Примеры маркетинговой деятельности в разрезе ее отдельных направлений
Маркетинговая деятельность представляет собой целенаправленную деятельность хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений по решению маркетинговых задач. Также под ней понимают совокупность мероприятий по осуществлению коммерческой деятельности фирмы на основе удовлетворения потребностей рынка посредством организации товарообменных операций.
Как показывает практика, реализация маркетинговой деятельности в той или иной форме имеет место быть в любом современном бизнесе, будь то сфера услуг, промышленное производство, образование или медицина. Примеры маркетинговой деятельности можно наблюдать повсюду. Рассмотрим их более подробно в разрезе основных направлений маркетинговой деятельности, в общем виде представленных на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные направления маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Любое предприятие, организация, фирма рано или поздно сталкиваются с необходимостью проведения маркетинговых исследований. В общем смысле под ними принято понимать процесс поиска, сбора, аналитической обработки и представления информации и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться хозяйствующему субъекту.
Потребность в проведении маркетинговых исследований может возникнуть в различных ситуациях, будь то:
- выход на новые рынки сбыта;
- запуск производства нового вида продукции;
- расширение бизнеса;
- разработка стратегии маркетинга и пр.
Сами же маркетинговые исследования могут быть ориентированы на анализ рынка, изучение потребителей, оценку конкурентов и пр. Их результаты, впоследствии, служат основой для принятия обоснованных управленческих решений.
Как показывает практика, фирмы далеко не всегда самостоятельно проводят маркетинговые исследования. Нередко они прибегают к помощи сторонних специализированных фирм, передавая эту функцию на аутсорсинг. Самостоятельные исследования в большинстве своем характерны для крупного бизнеса, имеющего специализированное подразделение маркетинга.
Маркетинговая деятельность практически всегда затрагивает вопросы необходимости совершенствования производимой продукции и установления цен на нее. Данное направление маркетинговой деятельности осуществляется повсеместно и носит регулярный характер.
Совершенствование товарной линейки может находить свое отражение в усовершенствовании отдельных характеристик продукта (например, изменение дизайна упаковки), создании принципиально новых товаров и услуг (например, очки дополненной реальности как альтернатива 3D режимам) или же в повышении уровня сервисного обслуживания. Одним из ярких примеров данного направления можно считать появившихся в свое время на авиатранспортном рынка так называемых лоу-костеров (авиакомпаний, предлагающих перелет по низким цена, но с минимумом услуг).
Контроль и изменение уровня цен осуществляется всеми фирмами на регулярной основе. Так, например, удорожание сырья неизменно ведет к росту отпускных цен на продукцию, а сезонные спады вынуждают фирмы к снижению цен. Турфирмы продают горящие туры по сниженным ценам, для того, чтобы хоть как-то реализовать уже приобретенные у туроператора путевки.
Важным направлением маркетинговой деятельности считается формирование систем распределения и рыночного продвижения продукции. Так, например, любая фирма, производящая (продающая рынку) товары, оказывающая услуги или выполняющая работы вынуждена каким-то образом реализовывать свою продукцию и стимулировать (мотивировать) потенциальных потребителей к покупке именно ее товара или услуги. Так, например, крупные торговые сети на регулярной основе проводят акции, предоставляют скидки на определённые виды продукции и развивают программы лояльности (например, в виде клубных карт). Все это – примеры маркетинговой деятельности.
Примеры маркетинговой деятельности в рамках маркетинг-микса
В виду того, что на практике маркетинговая деятельность формируется и находит свое непосредственное отражение за счет комплекса маркетинга (маркетинг-микса) имеет смысл рассмотреть ее примеры сквозь призму модели 4Р, составными элементами которой выступают:
- продукт;
- цена;
- сбыт;
- продвижение.
Любой бизнес вне зависимости от своей отраслевой принадлежности построен на производстве какой-либо продукции, оказании каких-либо услуг или выполнении каких-либо работ. Каждая фирма в процессе своей деятельности сталкивается с необходимостью определения ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Более того, успешный бизнес постоянно совершенствует качество выпускаемой продукции. Наиболее яркий тому пример – ноутбуки. Ежегодно многие фирмы, такие как Apple, Acer, Asus, HP, Lenovo и другие выпускают на рынок принципиально новые и усовершенствованные модели ноутбуков (например, ноутбуки-трансформеры). Все это – маркетинговая деятельность в сфере товарной политики.
Помимо товарной политики каждая фирмы сталкивается с необходимостью разработки собственной ценовой политики. Так, например, компания Avon предлагает своим представителям эксклюзивные скидки на продукцию (до 35%) и дает возможность беспроцентной отсрочки платежа.
Политика в области сбыта, также реализуемая каждой фирмой находит свое отражение в определении способов распространения продукции и ее донесения до потребителя. Так, например, компании, функционирующие в сфере охранно-пожарных сигнализации, чаще все используют такие каналы сбыта, как прямые продажи, система государственных закупок и электронные аукционы.
Весьма важная роль в бизнесе отводится разработке и реализации стратегий рыночного продвижения продукции и услуг фирмы. Примерами маркетинговой деятельности в данной области можно считать проведение рекламных кампаний, акций и розыгрышей, SMM-маркетинг, предоставление бесплатных образцов продукции и пр.
Как показывает практика, примеров реализации маркетинговой деятельности в условиях рынка великое множество. Одни из них успешные, другие – не очень, однако все они имеют место быть.