Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Виды и типы магазинов. Особенности маркетинговой деятельности для каждого типа

Все предметы / Маркетинг / Трейд-маркетинг. Цели и задачи торгового маркетинга / Виды и типы магазинов. Особенности маркетинговой деятельности для каждого типа

Типы магазинов по виду реализуемого ассортимента

В зависимости от содержания реализуемого ассортимента магазины делят на следующие типы:

  • Универсальные;
  • Специализированные;
  • Магазины с комбинированным ассортиментом;
  • Магазины со смешанным ассортиментом.
Определение 1

Универсальные магазины – торговые точки, которые реализуют универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных продуктов.

Определение 2

Специализированные магазины – торговые точки, которые реализуют одну группу товаров или даже ее часть.

Определение 3

Магазины с комбинированным ассортиментом товаров – торговые точки, которые реализуют несколько групп продуктов, связанных между собой общим спросом или удовлетворяющих сходные потребности покупателей.

Определение 4

Магазины со смешанным ассортиментом товаров – торговые точки, которые реализуют отдельные виды продовольственных и (или) непродовольственных товаров, не соблюдая специализацию.

Розничная торговля в России находится в процессе универсализации. Потребители стремятся упростить и сократить процесс совершения покупок, совершая их комплексно, что и приводит к увеличению количества универсальных магазинов и снижению уровня специализации. С точки зрения осуществления маркетинговой деятельности специализированные магазины имеют ряд преимуществ перед другими видами торговых точек – работа с единственной продуктовой группой позволяет сократить количество персонала, обеспечить более тесное взаимодействие с поставщиками и получить скидки на продукцию.

Пример 1

Сейчас в специализированных магазинах чаще всего реализуются дорогие продукты редкого спроса, например, вина высших категорий или ювелирные изделия.

Готовые работы на аналогичную тему

Типы магазинов по форме торгового обслуживания

В понятие формы торгового обслуживания входят методы продажи продукции и дополнительные услуги, предоставляемые в магазине, то есть особенности торгово-технологического процесса. По различным методам продажи продукции можно выделить магазины с:

  • Индивидуальным обслуживанием покупателей или продажей через прилавок (традиционный метод);
  • Открытой выкладкой;
  • Продажей по образцам или каталогам;
  • Продажей по предварительному заказу;
  • Самообслуживанием.

Торговые точки с индивидуальным обслуживанием покупателей предполагают реализацию всего торгового процесса (от выявления покупательского намерения до выдачи приобретения) с участием продавца. Такой метод значительно увеличивает время обслуживания одного покупателя и ограничивает его самостоятельность при выборе продукции. Реализация продукции с помощью индивидуального обслуживания может быть эффективной для продуктов, которые требуют детальной и содержательной консультации и непосредственного участия продавца.

Магазины с открытой выкладкой предполагают, что покупатель имеет возможность самостоятельно выбрать продукцию, а функция продавца заключается в упаковке и отпуску выбранных товаров. При использовании такого метода продажи продавец также выступает в роли консультанта, но меньше навязывает покупателю свое видение, позволяя ему проявить самостоятельность в выборе. Продажа продукции методом открытой выкладки увеличивает пропускную способность торговой точки путем ускорения торговых операций.

Продажа продукции по образцам или каталогам представляет собой ознакомление покупателей с предлагаемой продукцией с помощью изучения образцов и каталогов. Преимуществом такого типа торговли является возможность экономии места в торговом зале, так как запасы продукции могут быть размещены отдельно, в недоступных покупателям зонах (складах). Целесообразно применение такого метода для продажи технически сложных и крупногабаритных продуктов, например, бытовой техники. Продажа продукции по предварительному заказу имеет лишь одно отличие – покупатель может не иметь доступа даже к образцам продукции, осуществляя предварительный заказ с использованием каталогов и т.п.

Замечание 1

Метод полного самообслуживания получил большое распространение. В рамках такого метода продажи покупатели самостоятельно выбирают продукцию, а торговый персонал выполняет только функцию расчета. Впрочем, в некоторых магазинах Европы и эту функцию удалось автоматизировать.

Другой составляющей форм продажи продукции являются дополнительные услуги, которые играют большую роль в формировании культуры торговли и повышении конкурентоспособности организации путем укрепления положительного имиджа в глазах покупателей.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анна Саркисовна Овеян

Эксперт по предмету «Маркетинг»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис